"Комиссия вице-премьера Виктора Христенко может лишиться права регулировать доступ к магистральным нефтепроводам. Эту функцию идеологи административной реформы сочли избыточной - все правила доступа к трубе, по их мнению, можно прописать в законе. Нефтяники говорят, что законодательство не решит проблем с нехваткой экспортных мощностей. А по мнению аналитиков, все тонкости распределения прав на экспорт заранее предусмотреть невозможно.
Комиссия по доступу к магистральным нефтепроводам, возглавляемая вице-премьером Виктором Христенко, утверждает рассчитанные Минэнерго объемы экспорта нефти через трубу для каждой компании. В функции комиссии также входит разрешение разногласий по вопросам использования нефтепроводов, рассмотрение нарушений законодательства компаниями ТЭКа и т. п. За восемь месяцев 2003 г. экспорт нефти составил 134,1 млн т ($23,2 млрд). По экспертным оценкам, около 75% от этого объема было экспортировано трубопроводным транспортом через систему "Транснефти".
Работа комиссии давно вызывает нарекания и у чиновников, и у бизнесменов. Министр энергетики Игорь Юсуфов еще в августе прошлого года просил премьера Михаила Касьянова отдать в ведение своего министерства право утверждать графики экспорта нефти. Почти одновременно с письмом Юсуфова на стол премьеру легла и петиция от нефтяников. Предприниматели жаловались Касьянову на то, что комиссия Христенко не дает им экспортировать добытую сверх плана нефть.
Не понравилась деятельность комиссии и экспертам по административной реформе, которые занялись анализом работы этого органа месяц назад. "Процедуры и принципы принятия решений комиссией непрозрачны, - говорится в итоговых материалах рабочей группы по административной реформе в сфере ТЭКа. - Ее решения не оформляются в виде распоряжений и постановлений правительства". Завтра группа предложит вице-премьеру Борису Алешину лишить комиссию Христенко большинства полномочий, а правила доступа к трубе прописать в законе "О естественных монополиях". "Христенко очень много сделал [в рамках работы комиссии], но настало время говорить о том, какой разумный законодательный механизм может заменить эту комиссию", - говорит президент Института стратегического развития ТЭК Владимир Милов, участвовавший в разработке предложений группы. "В законе должен быть четко прописан механизм [распределения квот на экспорт нефти] прямого действия, исключающий административный орган, который собирается и волюнтаристски решает, кому пропускать [нефть], а кому нет", - поясняет Милов. Зато, по словам руководителя группы, первого замминистра экономического развития Андрея Шаронова, в компетенции комиссии Христенко останется подготовка нормативных актов, разрешение конфликтов и контроль за исполнением законодательства.
Однако такой механизм не устраивает Минэнерго. В своем заключении на предложения группы Шаронова министерство, по словам знакомого с содержанием документа чиновника, по-прежнему просит передать ему функции комиссии Христенко. Для нефтяников принципиально расширение мощности трубопроводов, а не орган регулирования. По словам начальника отдела по связям с инвесторами НК "ЛУКОЙЛ" Геннадия Красовского, "если увеличить экспортные мощности [ "Транснефти"] хотя бы на 10% , то трубопроводы не были бы максимально загружены и проблем с комиссией просто не существовало бы". Например, весной, когда взлетели цены на нефть, "Транснефть" ограничивала плановый экспорт нефтекомпаний до 100 000 т в сутки. "Как регулировать процесс - это проблема государства, - говорит источник в другой нефтяной компании. - Главное - чтобы разрешения на экспорт давались, как сейчас, в зависимости от объемов производства".
Аналитики опасаются, что закон не сможет учесть все тонкости доступа к трубе. "[В законе] трудно предусмотреть все проблемы, возникающие с экспортом нефти", - говорит аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. Например, по словам Константина Резникова из Альфа-банка, невозможно заранее прописать перечень экспортеров, ввод дополнительных транспортных мощностей, изменение экспортных возможностей компаний.
"Трансформировать регулирование в законодательную плоскость - дело правильное, только жизнь складывается иначе, - отмечает правительственный чиновник, знакомый с работой комиссии Христенко. - Любую автоматическую систему, даже если она прописана в законе, кто-то при желании может быстро сломать".