"Виталий Мутко может уйти из «Зенита» в Совет Федерации. А может остаться президентом, но - совсем другого клуба.
Человек-противоречие
Если Гегель, вооруживший марксизм диалектикой, был прав, и прогресс двигают противоречия, то возвращение «Зенита» в лидеры отечественного футбола вполне закономерно. Ведь на протяжении семи последних лет питерским клубом управлял живой носитель противоречий. С Виталием Мутко «Зенит» дважды играл в финале Кубка России (выиграл в 1999-м), трижды реально претендовал на медали - в 1998-м безуспешно, в 2001-м взял «бронзу», в 2003-м, даст Бог, возьмет «серебро». И все это время президент клуба противоречил общественному мнению, логике и собственным словам.
Летом 1996-го, после провала на губернаторских выборах Анатолия Собчака, его бывший зам позвал спортивных журналистов в баню на базе клуба и, расстегнувшись до пупа, признался: полгода побуду в футболе, а потом вернусь в политику. Побыл в 14 раз дольше. Осенью 1996-го наперекор всему Питеру не продлили контракт с Павлом Садыриным под предлогом того, что тот хотел позвать в «Зенит» слишком много «варягов» - и потом Питер с его специфическим патриотизмом по пальцам пересчитывал «своих» в команде Анатолия Бышовца. Чтобы не допустить возвращения Бышовца в 2000-м (у Анатолия Федоровича не только в «Химках» были склонности к руководящим клубным должностям), рискнул обострить отношения с некоторыми акционерами и доверил команду Юрию Морозову. Два года клялся в верности курсу на собственные кадры - и в конце 2002 года произвел новую революцию, причем не только в Питере, а и в России, пригласив на роль главного тренера иностранца Петржелу.
Диалектика одного сезона
Даже участие «Зенита» в нынешней чемпионской гонке вытекает из природного свойства Мутко создавать противоречия на ровном месте. «Мозг» нынешней команды - Владислава Радимова - он забрал из Самары, как казалось многим, вопреки здравому смыслу - слишком высокой была цена. «Ноги» у нынешней команды тоже выросли из-за конфликта. Не случись весной размолвки между Мутко и им же выписанным из Чехии тренером (рассказывали даже, что Мутко чуть ли не самолично определял состав «Зенита» на приснопамятный матч с «Динамо» в Москве, завершившийся разгромом 1: 7), не было б у Петржелы нужды контактировать с акционерами клуба в обход президента. Не было б нужды и «перетряхивать» команду, доверяя места в основном составе Быстрову с Денисовым да Власову с Лобовым. Положим, правда, что не Петржела их вырастил. Так ведь и не Мутко их обласкал!
В итоге Питер получил действительно новый «Зенит» - дерзкий, не признающий футбольных авторитетов, жадный до крупных побед. Главное же достоинство нынешней команды - оптимальное сочетание «своих» и «чужих» - Мутко может поставить себе в исключительную заслугу. Именно его шарахания из крайности в крайность, от кадровой политики «Интера» к кадровой политике «Атлетика» (Бильбао)раскачали Питер, десятилетиями укреплявшийся во мнении «чужие здесь не ходят».
Если использовать модное нынче сравнение и вспомнить, что было 300 лет назад, то можно даже сказать, что Виталий Мутко вернулся к питерским истокам. Союз русских строителей с чужеземными мастерами и зодчими как раз и создал Северной столице России ее неповторимый облик, которым все мы так гордимся.
Produced by Mutko
Еще не все точки над «i» расставлены в недавнем прошлом «Зенита». Тянется за Мутко шлейф старых долгов клуба частным лицам (очередной суд назначен на 18 декабря). Президент то брал на себя обязательства по «вспоможествованиям», то отказывался от них. Не исключено, что в самом деле существует противоречие между декларируемой ныне экологической чистотой клуба и тем, как «Зенит» возвращался в высшую лигу в 95-м.
Но результаты сезона показывают, что смутное время, эпоха первоначального накопления капитала для питерского клуба миновали. Мутко провел «Зенит» через этот непростой период довольно уверенно и в футбольном смысле капитал сколотил неплохой. Если владельцы клуба с умом «разрулят» старые дела по 1995-1996 гг., о которых они сами достоверно вряд л и что знают, получится динамичный и симпатичный клуб, с хорошей «кредитной историей», способный в обозримом будущем приносить не только моральные дивиденды. Ведь лишь по стечению обстоятельств 2-е место в чемпионате-2003 не даст пропуска в доходную Лигу чемпионов.
Однако тут снова вступает в действие диалектика. Созидают - создают успешные компании и делают революции - одни. А встают у власти и пожинают плоды успеха - другие. В начале лета Виталию Мутко удалось сохранить за собой пост президента клуба, но не разрешить свои противоречия с акционерами. И понимая, к чему все клонится, он с головой окунулся в избирательную кампанию Валентины Матвиенко.
Почему не футбол
Продолжить карьеру на футбольной стезе Виталий Мутко теоретически мог. И, по информации «СПб Курьера», даже всерьез рассматривал для себя такой вариант. Однако уже в начале осени выяснилось, что подниматься по футбольной лестнице ему просто некуда. Выше - только две ступеньки, и ни одну из них не занять.
Двухлетние полномочия президента российской футбольной премьер-лиги вскоре истекают. Одно время летом говорили, что должность, совмещаемая ныне с работой в клубе, станет освобожденной. Тогда Виталий Мутко, уйдя из «Зенита», вновь смог бы ее занять. Причем в Питере полагали, что такое предложение сформулировала Москва, а многие в столице были уверены, что роет землю сам Мутко. В любом случае сейчас такой сценарий нереален. Президенты других клубов премьер-лиги, и в первую очередь президент самарских «Крыльев Советов» Герман Ткаченко, не прочь порулить в РФПЛ на старых условиях. Пример «Зенита» показал, что команду в этом случае хотя бы стесняются «мочить» арбитры.
Мутко, как говорят в политике, был бы «проходным» кандидатом и на пост президента РФС. Провал Валерия Газзаева со сборной России такой шанс оставлял - ведь тренер ЦСКА продолжал руководить национальной командой вопреки решению исполкома РФС, но с согласия президента РФС Вячеслава Колоскова. Однако Колосков спасся по методу Мутко. Он пошел наперекор общественному мнению - рискуя прослыть самодуром, поставил на сборную Георгия Ярцева, и оказался победителем. И хотя до перевыборов президента РФС наша сборная еще может провалить стыковые матчи с Уэльсом, дорога на вершину футбольной пирамиды любому другому кандидату теперь заказана.
Место для соратника
Просчитав ситуацию, Виталий Мутко решил все-таки вернуться в политику. В 2000 году, когда Валентина Матвиенко баллотировалась в питерские губернаторы в первый раз, Мутко возглавлял ее предвыборный штаб. На сей раз тактика требовала, чтобы эту должность занял более близкий президенту Путину человек, но Мутко все равно был одной из главных фигур. И вместе с частью активистов кампании попал под «зачистку поляны».
Владимир Путин прямо намекнул новоизбранной градоначальнице, что победа на выборах - это одно, а избирательная кампания - совсем другое. По информации «СПб Курьера», до президентской «поправки» зенитовский босс не без оснований рассчитывал стать правой рукой, первым вице-губернатором. И даже строил планы по своему «равноудалению» от всех клубов Санкт-Петербурга, включая «Зенит», футбольное «Динамо», хоккейный СКА, баскетбольный «Спартак», волейбольную «Балтику» и т. д. Но президентское напутствие породило другую крайность. Вместо высокого поста в определенный момент Виталия Мутко захотели вернуть чуть ли не в Кировский район, исполнительной властью которого он руководил еще до перехода в Смольный. Вариант был с негодованием отвергнут. Тут, по нашим данным, спохватились и наверху, в окружении Путина. Мутко стали сватать место сенатора, представителя администрации Санкт-Петербурга в Совете Федерации.
До сих пор остается загадкой, почему за почти четырехлетний срок своего правления Россией Владимир Путин так и не «выдернул» в какой-нибудь высокий кабинет бывшего коллегу по Смольному, тоже сохранившему верность Собчаку. Есть сведения, что такие предложения делались, но Мутко от них отказывался. Но тут как со слухами про освобожденного президента РФПЛ: никто не может с уверенностью сказать, не является ли источником информации сам руководитель ФК «Зенит».
Ожидалось, что Валентина Матвиенко отправит Мутко в Совет Федерации чуть ли не сразу же после своей инаугурации. Однако минула неделя, а перемен нет. По одной версии, ждали, пока из заграничной поездки вернется президент России, чтобы согласовать назначение еще раз. По другой версии, у Виталия Леонтьевича обнаружились весьма влиятельные конкуренты из числа тех, кто помогал Матвиенко, но тоже не получает достойной должности в Смольном. Наконец, в последние дни появились сведения, что сам Мутко не горит желанием превратиться в сенатора.
Уходя - оставайся?
Победа Валентины Матвиенко на выборах открыла Виталию Мутко возможность, которую он прежде не рассматривал: остаться во главе «Зенита». Обычный сенатор - фигура не слишком значительная, даже заурядная. У президента футбольного клуба, тем более преуспевающего, намного больше и денег, и возможностей, и популярности в народе (на случай, если все же придется заняться политикой). По данным «СПб Курьера», даже если б выгорело с вице-губернаторством, Мутко сохранил бы за собой номинальный пост президента «Зенита» и руководил бы клубом на общественных началах. А сейчас закручивается новая интрига.
Как известно, контрольный пакет акций ЗАО ФК «Зенит» принадлежит Банкирскому дому «Санкт-Петербург» и подконтрольным ему структурам. Вице-президент банка «Санкт-Петербург» Андрей Мартынов может занять, а может и не занять, одну из ключевых позиций в Смольном - руководителя Комитета по управлению городским имуществом. Если Матвиенко отстоит кандидатуру Мартынова, это можно будет использовать как средство достижения компромисса с акционерами ФК «Зенит». Ведь если Матвиенко поможет Мутко остаться в «Зените», она убьет двух зайцев - выполнит свои обязательства и перед ним, и перед тем, кто вместо него отправится в Сенат.
Для банкиров сейчас вопрос не в том, решили или не решили они избавляться от Мутко и, соответственно, пересматривать или не пересматривать принятое по его кандидатуре решение. Вопрос в том, что они собираются дальше делать с «Зенитом». Вкладывать деньги, увязая в футболе на долгие годы, или продавать? Если продавать, то сейчас для такого шага настал наилучший период. Еще летом появлялась информация об интересе к «Зениту» олигарха Мамута, а ведь тогда команда еще не претендовала на медали.
Из осведомленных источников «СПб Курьеру» стало известно, что подтверждение полномочий Мутко на посту президента «Зенита» ознаменовало бы начало грандиозной реорганизации. Согласно уже существующему плану, «под Мутко» новым крупным акционером клуба станет город, который получит от 20 до 30% акций. Только при таком раскладе стадион «Петровский» останется в распоряжении «Зенита» больше, чем на один год. А для реализации плана либо будет произведена эмиссия акций, либо город договорится с банкирами и выкупит у них необходимый пакет. А на оставшуюся от 51% долю будет подобран новый владелец. Возможен и такой вариант, при котором банк продает контрольный пакет согласованному с городом собственнику, а уже потом производится эмиссия и наделение клуба новой собственностью - стадионом «Петровский».
В любом случае «Зенит» с Мутко лишится «главного» владельца и вернется в состояние «все акционеры равны». И президент тогда вернется в свое привычное состояние - будет для клуба, как говорят в армии, и царь, и Бог, и воинский начальник."
- российский государственный деятель. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам спорта, туризма и молодёжной политики. Президент Российского футбольного союза