"Если бы такой проект бюджета в Законодательное собрание внес Владимир Яковлев - его бы провалили с треском. Противоречащие законодательству формулировки, отсутствие поясняющих документов и расчетов, заниженные доходы, очевидная недостаточность расходов на важнейшие цели на фоне столь же очевидного завышения расходов на содержание администрации, попытка «втихую» отменить ряд ранее принятых городских законов, заранее «запрограммированный» рост квартплаты, разгромное заключение Контрольно-счетной палаты... Любого из этих оснований раньше было бы достаточно для того, чтобы с трибуны ЗакСа прозвучали призывы единодушно отклонить столь небрежно подготовленный проект. Но порыв верноподданнических чувств в Мариинском дворце сегодня столь силен, что, «не желая конфронтации с новым губернатором», подавляющее большинство депутатов вчера одобрили бюджет в первом чтении.
Не будем утомлять читателей подробным перечислением цифр, содержащихся в бюджете. И все же некоторые из них привести придется.
На фоне 10-процентной инфляции, учтенной при бюджетных расчетах, городские доходы и расходы в 2004 году возрастут лишь на 9 процентов по сравнению с 2003 годом. Причина известна: и отмена налога с продаж, лишившая наш город почти 7 миллиардов рублей, и передача в «центр» табачных акцизов (еще 5 миллиардов рублей) прошли при полной покорности питерских властей Москве. И было бы верхом наивности полагать, что новый губернатор решится сейчас на какое-либо отстаивание городских интересов. Куда проще заставить горожан заплатить за алчность «федералов» из своего кармана. Иными словами, внести бюджет, «секвестируя», например, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.
Что и сделано: если в 2003 году расходы на ЖКХ составляли 12.5 миллиарда рублей, то в 2004 году они запланированы в размере, на 3 миллиарда меньшем: только 9.5 миллиарда рублей. Соответственно, расходы на содержание и ремонт жилого фонда составят только 1.9 миллиарда рублей вместо 3.4 миллиарда рублей в нынешнем году.
Что это означает - догадаться легко: разница будет взыскана с граждан в виде повышенной квартплаты. И для того, чтобы это повышение прошло легко и быстро, предлагается беспрецедентный способ. Одной из статей закона о бюджете отменяется действующий вот уже пять лет закон Санкт-Петербурга, согласно которому плата за жилье и коммунальные услуги в нашем городе устанавливается не распоряжением администрации, а законом. В результате все эти годы администрации приходилось обосновывать изменение жилищно-коммунальных тарифов с трибуны городского парламента, приносить расчеты и отвечать на вопросы. Теперь предлагается вновь передать право устанавливать квартплату (а также плату за водоснабжение и канализацию) губернатору - так, как он сочтет нужным. Дискуссии по поводу целесообразности роста тарифов, видимо, сочтены вредными...
Кстати, точно так же предлагается поступить еще с одним платежом с граждан - за содержание детей в детских садах. Сегодня он устанавливается законом - завтра предлагается отдать решение вопроса на откуп администрации. С понятными последствиями.
Наконец, еще один вопрос, непосредственно касающийся граждан: доплаты к пенсиям. Только что - при небывало дружной поддержке депутатов - было преодолено вето и.о. губернатора Александра Беглова на закон, устанавливающий, что каждому неработающему пенсионеру, получающему пенсию ниже прожиточного минимума, разница будет возмещена из городской казны. Но не успели еще, что называется, просохнуть чернила на подписи теперь уже «экс-и.о.», как депутатам предлагается фактически заблокировать введение этого закона в действие. В проекте закона о бюджете записано, что доплачивать будут не всем неработающим пенсионерам, а лишь тем, кому более 75 лет, или тем, кто является инвалидом первой группы.
Понятно, что это требует куда меньших (почти в десять раз) бюджетных расходов, но от такого предложения чуть не взбунтовались даже самые послушные депутаты. Но тут же пошли на попятный, заявив, что Валентина Матвиенко-де «пообещала добавить в бюджет еще 2 миллиарда рублей на доплаты при втором чтении», а потому ничто не мешает принять бюджет в первом чтении. Что же, эти обещания администрации в Мариинском дворце слышали уже много раз: примите бюджет в первом чтении, а затем мы все исправим поправками. «Затем» будет совсем другое: те депутаты, которые поддерживают исполнительную власть, заблокируют принятие поправок, после чего остальным депутатам будет сказано: ну нельзя же оставлять город без бюджета - придется принять и в третьем чтении. Интересно, сколько еще раз городской парламент будет наступать на одни и те же грабли?
Хватает в бюджете и других странностей. Например, на фоне (как уже сказано) 9-процентного увеличения по сравнению с нынешним годом общей суммы расходов бюджета, на содержание губернатора и его аппарата предлагается потратить на 35% больше! В 2003 году было 260 миллионов рублей - а в 2004 году запланировано 350 миллионов рублей. В чем причина? Может быть, все объясняется излишком обязательств, которые дала Валентина Ивановна во время избирательной кампании - теперь всем, кому было что-либо обещано, надо как-то найти штатные должности в Смольном?
Еще более любопытно, зачем, согласно проекту бюджета, надо в 2004 году тратить 7 миллионов рублей на содержание комитета по подготовке и проведению празднования 300-летия Петербурга? Праздник давно кончился - и комитет следовало бы просто-напросто ликвидировать.
Далее, на содержание государственного учреждения «Главное управление по инвентаризации и оценке недвижимости» в 2004 году надо выложить из бюджета 300 миллионов (!) рублей. При этом львиная доля этих средств расходуется просто на зарплату работникам данного учреждения. Заметим: в 2003 году содержание ГУИОН обходилось бюджету только в 1.1 миллиона рублей. Хотелось бы понять: что заставило проиндексировать расходы в 300 раз?
Впрочем, задавать сегодня «лишние» вопросы новому питерскому губернатору как-то не принято. И не только в Мариинском дворце.
Только что грозная Счетная палата приняла решение об отмене мер, принятых ею же в мае 2003 года «по результатам проверки расходования государственных капитальных вложений, выделенных Санкт-Петербургу в связи с празднованием 300-летия его основания». Ранее СП утверждала, что в 2002 году 2.6 миллиарда рублей средств Территориального дорожного фонда были использованы нецелевым образом, и собиралась направить в Минфин представление о приостановке перечисления субсидий из федерального бюджета в бюджет Санкт-Петербурга.
Кроме этого, Сергей Степашин (в течение последних месяцев клявший на всех углах «яковлевскую» администрацию за различные финансовые грехи, но почему-то не обращавшийся с представлениями на эту тему в правоохранительные органы) более не имеет претензий к скандальной продаже контрольного пакета акций отеля «Европа» всего за миллион долларов, о чем «Новая газета» писала неоднократно. В общем, полное христианское всепрощение...
Но что же заставило СП сменить гнев на милость? Как выясняется, для этого оказалось достаточно всего лишь письма, поступившего 6 октября на имя Сергея Степашина от Валентины Матвиенко, где сообщалось, что «администрацией города приняты необходимые меры по устранению указанных в представлении недостатков». Это решение тут же поддержал председатель питерской Контрольно-счетной палаты Дмитрий Буренин, заявивший, что «новый губернатор не должен отвечать за деяния предыдущего, а жители города так же не должны страдать из-за действий старой исполнительной власти»...
Оставим в стороне тот факт, что 6 октября Валентина Ивановна еще не вступила в должность губернатора, а потому вряд ли имела законное право что-то подобное писать и обещать принять какие-либо меры. Но хотелось бы понять: были бы контрольные органы столь же снисходительны, если бы выборы губернатора выиграл кто-то другой, например Анна Маркова, которая тоже пообещала бы принять меры по устранению недостатков? Или сочли бы, что за деяния Яковлева не должна отвечать только Матвиенко? И были ли нарушения - или проверка СП с самого начала являлась акцией политического устрашения прежней администрации Петербурга? "