Время олицетворяют люди. Кто будет олицетворять время губернатора Валентины Матвиенко, пока неизвестно. Хотя «люди они всегда люди», как говорил Воланд в «Мастере и Маргарите». Зато составить коллективный портрет «эпохи Яковлева» можно и даже нужно. Ведь настоящее растет из прошлого, как дуб из желудя, как лягушка из головастика, как майор из капитана, как стихи из сора, как ребенок из... В общем, представляем портретную галерею символов первого губернатора северной столицы России.
Семья Яковлевых
Говорят, именно супруга Ирина Ивановна уговорила (по другой версии, заставила) Владимира Анатольевича баллотироваться на пост губернатора. В 1996 году победить Собчака многим казалось невозможным. Однако с разницей в 20 тысяч голосов победил именно Яковлев. Когда Владимир Яковлев пришел в Смольный, это был косноязычный, явно зависимый, мало соответствующий понятию «блистательный Петербург» чиновник. Но во многом благодаря Ирине Ивановне он рос буквально на глазах. Оказалось, что губернатор умеет держать удар, что он хитрый, а главное - знает, как соответствовать чаяниям избирателей. Весь феномен его живучести именно в этом. Образ начальника советского типа, близкий и понятный большинству горожан, ментально так и не переехавшим из Ленинграда в Санкт-Петербург, позволял держаться на плаву. И жили бы Яковлев и «ленинградцы» душа в душу еще долго, если бы не объективная реальность - лопающиеся трубы, разбитые дороги, падающие дома, бедность, грязь и отсутствие внятных перспектив. Город во всех смыслах погружался в болото.
Выберется ли Петербург из него - это уже не забота семьи Яковлевых. Владимир Анатольевич сейчас - заместитель председателя правительства России по ЖКХ, транспорту и еще много чему. А его супруга Ирина Ивановна официально так и осталась «всего лишь» главой фонда «Зоосад».
Александр Афанасьев
Руководителю пресс-службы губернатора Александру Афанасьеву было поручено говорить то, что сам начальник сказать публично не мог или не хотел. С аудиторией и журналистами Александр Николаевич общался, как с малыми детьми, неспособными осознать простые, лежащие на поверхности, истины. Например, что Яковлев сам в отставку не уйдет, а третий срок вполне законен.
Больным местом для Афанасьева стал термин «криминальная столица». Помнится, по ТВ он демонстрировал огромный ватман с собственноручно составленной таблицей, убедительно доказывающей, что Петербург - криминально-статистический середнячок, а Москва - помесь Чикаго 1920-х годов с современным Южным Бруклином. Александр Николаевич пообещал любому, упомянувшему о криминальной столице, «застегнуться на все пуговицы и уехать к Черной речке». Острословы спрашивали: купаться, что ли?
Бывший журналист часто побеждал в нем бюрократа. Он первый из официальных лиц открыто назвал полпредство «заказчиком наездов на вице-губернаторов». Не скрывал, что не любит полпредовский пул СМИ, а однажды в «задорно-хамской манере» не пустил корреспондентов программы «Вести-СПб» к отремонтированному ангелу на шпиле Петропавловки. Номер его мобильника, по моему, знали даже газетные корректора. Сейчас Александр Николаевич в больнице. Говорят, он серьезно болен. И как бы кто к нему ни относился, по какую сторону баррикад ни был, сейчас это все не важно. Желаю Александру Николаевичу победить болезнь и вообще удачи.
Юрий Рыдник
Главу БалтОНЭКСИМбанка (Балт-Инвестбанк) Юрия Рыдника как только ни называли. И «теневым министром финансов», и «кошельком Смольного», и «главным питерским банкиром». Настоящая слава пришла к олигарху городского масштаба, когда он избирался депутатом ЗакСа. Тогда губернатор терял позицию за позицией, но надежда на третий срок оставалась. Все решалось именно в зале заседаний нового состава городского парламента. И Рыдник ринулся в политику спасать партнера, хотя ему заксовская площадка была, как посудная лавка для слона. И он именно так себя и повел, рассчитывая кавалерийской атакой одолеть танковые колонны Кремля.
Вступил со скандалом в «Единую Россию», создал сначала свою фракцию, а затем и целый блок - «Единый город», противостоящий прополпредовскому большинству депутатов. Но шашкой остановить танк не удалось. Кремлевская машина смяла Рыдника-политика быстро и без всякой жалости. Решением суда итоги выборов в его округе были признаны недействительными, и олигарх-депутат опять стал простым олигархом.
Говорят, Юрий Евгеньевич не то чтобы расстроился. Он обиделся. Как, мол, так?! Всякая шелупонь корчит из себя политиков, а его - олигарха и влиятельного человека, способного купить два-три парламента субъектов Федерации, вышвырнули из политики, как кутенка? Сейчас Юрий Рыдник возглавляет совет директоров БалтИнвестбанка. Правда, он продал контрольный пакет банку «Еврофинанс», по слухам, близкий «питерским чекистам». Опять выкрутился.
Потехины
Александр Потехин построил (не в одиночку, естественно) всю информационно-пропагандистскую политику Смольного. Пожалуй, единственное эффективное направление деятельности Смольного. Принцип здесь очень простой. Весь губернаторский срок губернатор проводил избирательную кампанию. Перманентный предвыборный пиар и был сутью «эпохи Яковлева». И «сварил» его и делал инъекции в реальность именно Александр Потехин. Неудивительно, что его многие не любили. Депутаты ЗакС не хотели утверждать Потехина в должности, и он работал с приставкой «и.о.». Газета «Час пик» обнародовала факты зажима распространения оппозиционных Яковлеву изданий (что было абсолютной правдой). Виноватым оказывался Александр Потехин. В конце концов завели уголовное дело, и он ушел с поста. А на его место пришла... жена. Так издеваться над оппонентами могут только политэстеты. Несмотря на аргументацию типа «она жена своего мужа», Ирину Петровну ЗакС утвердил почти без проблем. А ее муж стал советником губернатора «на общественных началах». Потехиным как-то удавалось не ассоциироваться только с командой Яковлева. Именно Потехины поспособствовали смене руководства ТРК «Петербург». Такая деталь. В день, когда опальные журналисты хотели обсудить «ситуацию с петербургскими СМИ» в прямом эфире программы Валерия Татарова «Выход в город», именно Ирина Петровна, по слухам, предупредила об этом Михаила Лесина, а тот уже уехавшего домой главу ТРК Игоря Игнатьева. Обсуждение в эфире так и не состоялось.
Телевидение
Самыми ярыми «смольнинцами» на Чапыгина, 6, выглядели двое - ведущий двух программ Валерий Татаров и вначале руководитель «Информ-ТВ», а затем и глава всего канала Ирина Теркина. Были и прочие бойцы идеологического фронта. К примеру, Петр Годлевский и Даниил Коцюбинский. Последние умело имитировали (в строго заданных рамках) либералов и вольнодумцев. Татаров и Теркина над своим естеством не издевались. Работали искренне, просто не на тех. Когда власть поменялась, Теркина подала в отставку, а Татаров попал в больницу с гипертоническим кризом на нервной почве. Сейчас он, по его же словам, «наблюдает за людьми, ужасается падению некоторых и отдыхает». В общем, нигде не работает. Ирина Теркина выразилась еще туманее: «Работаю в Москве». Хотя, по нашим сведениям, ни в какой Москве она не работает, а «находится в творческом поиске». А вот Петр Годлевский трудится в столице на НТВ руководителем службы планирования дирекции информационного вещания. Даниил Коцюбинский - редактор газеты «Петербургская линия». А вот в безликом «Информ-ТВ» не изменилось ничего - те же ведущие и корреспонденты. Теперь они говорят прямо противоположное тому, что говорили в течение последних лет пяти. Такие гибкие журналисты всегда нужны власти.
Депутаты
У губернатора всегда были и будут ярые сторонники в городском парламенте. В ЗакСе-2 их было большинство, в нынешнем ЗакСе-3 - меньшинство. Среди самых ярких персонажей, олицетворяющих понятие «прояковлевские депутаты», значились: депутаты Анденко, Нилов, Еременко, Риммер, Михайлов и спикер ЗС-2 Тарасов. Сегодня почти все они - бескомпромиссные сторонники губернатора Валентины Матвиенко. Пожалуй, лишь прямолинейный Владимир Еременко стесняется открыто поддерживать новую власть. Остальные не комплексуют. Игорь Михайлов вообще убежал от губернаторских еще до юбилея и стал председателем комиссии по законодательству. Игорь Риммер периодически торчит из-за спины Матвиенко, особенно когда та посещает Красногвардейский район. Но всех переплюнул Сергей Тарасов. Уже как о деле решенном говорят о его назначении на высокий пост в матвиенковском правительстве города.
Почетные граждане
Есть в нашем городе особая категория людей - почетные граждане. Их выбирает каждый год ЗакС из списка претендентов, но не более 2 человек. Эта традиция родилась при Владимире Яковлеве. Может быть, поэтому в октябре прошлого года почетные граждане - Михаил Бобров, Игорь Спасский и Жорес Алферов - внесли на рассмотрение ЗакСа законопроект (у них есть такая привилегия), разрешающий третий срок Владимиру Яковлеву. А во время губернаторской кампании появились плакаты с надписью «Ленинградцы». Плакаты агитировали за Матвиенко, а первым из «ленинградцев» на них был изображен почетный гражданин... Михаил Бобров. Правда, он утверждал в СМИ, что ничего об этих плакатах не знает. Наверное, и законопроект о третьем сроке «граждане» подписывали, не задумываясь. Хотя и академик, глава ЦКБ «Рубин» Спасский, и профессор, заслуженный тренер РФ Бобров, и лауреат Нобелевской премии Алферов уметь думать вроде бы должны. Но «представители элиты» нынче так гибки в политических пристрастиях, что удивляться этому уже надоело.
Анна Маркова
Анна Маркова стала заметной в городе фигурой задолго до выборов главы города. Женщина - подполковник милиции в правительстве города вообще фигура заметная. Тем более что Анна Борисовна возглавляла городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям, а значит, выезжала на все масштабные ЧП, где всегда трется пресса, и пиар волей-неволей был сделан Марковой приличный. Тогда же заговорили о том, что Анна Маркова - запасной претендент на губернаторское кресло, если Яковлеву не разрешат. Маркова продолжала бороться за своего шефа даже тогда, когда он уже знал о своей судьбе. Потом было знаменитое выступление в Мариинском дворце, слова про «каток» и «алтарь демократии». Многие назвали поведение вице-губернатора, мягко говоря, недальновидным. И действительно, Анна Борисовна проиграла, но есть такое ощущение, что это для нее не трагедия, а наоборот. Не верится, что за Марковой на выборах никто не стоял и она бросилась на «алтарь демократии», как в омут головой. Сейчас Анна Маркова создает собственный политический фонд, «отстаивающий принципы гражданского общества», против «управляемой демократии». А сначала обещала просто дописать диссертацию. Втянулась...
Смольный. Последний час
Так получилось, что я побывал в Смольном 15 октября буквально за несколько часов до приезда после инаугурации Валентины Матвиенко. У «рамки» столкнулся с Александром Потехиным, который сказал, что это его последний день и он «идет жечь документы». Шутил, как обычно. Он вообще веселый такой... Мне нужно было позвонить, и милая (даже очень) девушка из пресс-службы (говорят, их всех собираются уволить) разрешила это сделать из пресс-центра - комнаты, где пресс-конференции проводил губернатор Яковлев. На длинном столе лежала ультрамаринового цвета гитара. Повсюду валялись брошюры с названием «Итоги развития... и задачи на 2003 год и последующие годы». Но самое гнетущее впечатление произвела столовая. Ассортимент - беднее некуда, порции такие, что пришлось ходить на раздачу два раза, в умывальниках не было горячей воды, отсутствовали бумажные полотенца и не работали сушилки. На выходе пришлось тормознуть. Мимо промаршировала процессия. Из кабинета губернатора повезли флаги Санкт-Петербурга и России на инаугурацию Валентины Матвиенко..."