"Слово "Кашаган" звучит магически. Для нефтяных концернов оно означает огромные запасы нефти, а для правительства Казахстана гигантский приток нефтедолларов. Нефтяное месторождение в Каспийском море считается самым крупным месторождением морского шельфа в мире: размеры ежедневной нефтедобычи, по оценкам, составят 2,5 млн. баррелей. Нефтяной фонтан должен забить здесь самое позднее в 2010г.
Однако у Кашагана есть одна проблема. До сих пор остается неясным, как добытая нефть будет транспортироваться дальше. "Мы имеем дело с проклятым регионом переплетения геополитических интересов, - говорит Жан-Кристоф Фюг из Международного энергетического агентства (IEA) в Париже. Существует несколько планов прокладки трубопроводов, однако ни один из них не является безупречным: то возникнет какая-нибудь политическая загвоздка, то экономическая. После последних событий на Ближнем Востоке все только усложнилось. Однако в настоящее время обсуждаются главным образом три варианта. Во-первых, трубопровод из Баку через Тбилиси к турецкому порту Сейхан. Этот план считается неэкономичным. Другой вариант - строительство трубопровода по территории Ирана. Этот проект считается рентабельным, но с большим политическим риском. Кроме того, против него выступают американцы. Третий вариант - строительство трубопровода по территории Казахстана и России к порту Новороссийск. В этом случае нефть пришлось бы вывозить через Босфор, а это обстоятельство не может оставить равнодушным турецкое правительство. Анкара опасается, что движение судов в проливе может оказаться слишком интенсивным, и возможны аварии.
По мнению Фюга, ситуация "просто безумная". "Политически надежный вариант является самым дорогим, а самый рентабельный план - самым неблагоприятным в политическом отношении", - утверждает эксперт. Американцы упорно отстаивают план строительства трубопровода по территории Турции. Проблема в том, что этот вариант может оказаться стоящим только в том случае, если в южной части Каспийского моря будут обнаружены новые месторождения нефти. Уже разведанных запасов нефти будет недостаточно для эксплуатации турецкого трубопровода. Нефть из месторождения Кашаган, расположенного еще дальше, вообще, гораздо выгоднее транспортировать другим путем - через Иран. Однако этот вариант имеет недостатки не только политического характера. "Очень сомнительно, что члены IEA захотят в еще большем объеме транспортировать нефть через Персидский залив, по которому и так перевозится огромное количество нефти", - говорит Фюг. Активизация перевозок может привести к сбоям, которые создадут проблемы с нефтеснабжением в развитых странах.
Остается путь по территории России. В середине года в эксплуатацию вступит новый трубопровод; параллельный трубопровод со временем может быть проложен и к месторождению Кашаган. Однако экономические и политические интересы снова оказываются в конфликте. Очень сомнительно, чтобы Консорциум по нефтедобыче, состоящий исключительно из западных инвесторов, согласится при транспортировке нефти оказаться в полной зависимости от России. По мнению Фюга, нефть Кашагана имеет смысл транспортировать по нескольким трубопроводом. Это, в том числе, говорит в пользу иранского варианта.
Последние решение консорциума Okioc, в который входят концерны TotalFinaElf, Shell, Exxon u Agip, тоже свидетельствует в пользу этого варианта. Самым могущественным членом консорциума является TotalFinaElf, который очень положительно относится к планам строительства трубопровода по территории Ирана.
Однако американская сторона продолжает наставать на "турецком варианте", поддерживая своего партнера по НАТО. Уже образована группа, которая занимается предварительной работой по реализации проекта. Однако до сих пор остается неясно, как проект будет финансироваться. Государственные гарантии пока предоставила только Турция. Ни Грузия, ни Азербайджан пока никаких обязательств на себя не взяли. В этой ситуации будет очень сложно найти инвесторов. В случае неполной загрузки трубопровод окажется убыточным, а эта перспектива не делает проект более привлекательным для инвесторов. "Одного политического давления американцев и турок будет недостаточно, чтобы реализовать этот проект", - утверждает Фюг. "