2000-й год стал своеобразной вехой в истории этого явления: впервые оно предстало перед нами во всех своих ипостасях. Так, в январе в Санкт-Петербурге застрелили коммерческого директора компании "Балтика", а в Красноярске арестовали двух крупных чиновников налоговой полиции - по подозрению в организации убийства местного журналиста. В феврале в Челябинске оправдали двух обвиняемых в убийстве депутата законодательного собрания Магнитогорска, несмотря на то, что они были задержаны, фактически, на месте преступления...
"Для справки: По мнению милицейских специалистов, рынок заказных убийств начал формироваться в России в конце 80-х, и достиг пика в 1993 году - только милицейская официальная статистика отметила 232 случая. Понятно, что это приблизительный подсчет: МВД вычленяет заказные убийства из десятков тысяч, фиксируемых в графе "убийство и покушение на убийство, в том числе убийство по найму". "Вычленение", как правило, происходит спустя год - поскольку "найм" признается таковым только после решения суда. Итак:
- 1996 год - 70 заказных убийств;
- 1997 год - 132 заказных убийства;
- 1998 год - 152 заказных убийства;
- 1999 - 155 заказных убийств;
- Шесть месяцев 2000 года - 42 заказных убийства.
Вы не поверите, но в общей массе убийств в 2000 году заказные составляют пока всего лишь 0,3 процента. А если сравнивать с аналогичным периодом (шесть месяцев) прошлого года, то выяснится: их стало на 45,5% меньше. В этом году лидирует пока Москва (19 заказных убийств) и Ярославль (10 заказных убийств). На последнем месте - Санкт-Петербург (1 заказное убийство, что ровно в два раза меньше, чем в первые полгода 1999 года). "Лидерство", впрочем, Москвы условное: 19 "заказов" составляют всего 5% в общем количестве столичных убийств, в то время как 10 ярославских убийств "тянут" на 76%.
Эксперты считают: борьба за сферы влияния в России не прекратилась с разделом наиболее лакомых кусков рынка и госсобственности. Просто она перешла вниз, в средний класс, в провинцию. Тридцать человек из нашего списка, убитых в прошлом году, были руководителями различных коммерческих предприятий. Восемь - довольно крупными чиновниками уровня вице-губернатора области или зампрокурора республики. Из всего этого ряда лишь в убийстве зампрокурора Дагестана не разрабатывается экономическая версия.
Спектр финансовых и коммерческих интересов жертв заказных убийств довольно разнообразен. Но вырисовываются некие тенденции. Так особый интерес у заказчиков, судя по всему, вызывает ликеро-водочный бизнес (3 убийства, совершенные практически одновременно - с разницей в месяц - в таких отдаленных друг от друга местах, как Татарстан, Карелия и Москва). По-прежнему опасной остается банковская сфера. Но здесь свои правила. Так, из трех убийств, произошедших в прошлом году, одно выглядит как устранение возможного свидетеля. Речь идет о председателе правления столичного банка "Родник", который, по некоторым данным, имел деловые связи с Bank of New York. Так или иначе, главу "Родника" убили в самый разгар скандала с американским банком.
Не менее часто "заказывают" тех, кто занимается рыбным или икорным бизнесом, а также директоров муниципальных рынков и владельцев сети магазинов. Живой интерес, судя по всему, конкуренты сохраняют к нефтяным и угольным делам друг друга. По два убийства в каждой отрасли. Остальные виды бизнеса, внесенные нами в "группу риска", таковы: автомобильный, игорный, компьютерный, сотовые телефоны, строительство, распространение прессы, авиакомпании.
Тезис о сращивании отечественного криминалитета с экономикой и политикой не нов. Но насколько это "содружество" реально, стало ясно, когда мы проанализировали версии следствия. Практически каждая жертва (за редким исключением) имела в друзьях либо криминального авторитета, либо "крышу", которая контролировала бизнес. А два убитых (водочный король Подмосковья и магнат игорного бизнеса Санкт-Петербурга) сами в прошлом были "авторитетами". Причем последний имел судимость и в конце 90-х проходил по делу о трех заказных убийствах.
Возникает вопрос - а как люди находят исполнителя "заказа"? В Главном управлении по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) считают, что схема достаточно проста. "Заказчик" ищет посредника, который выводит его на "диспетчера", а тот, в свою очередь, находит исполнителя. В ГУБОПе опровергают миф, что исполнителей убирают сразу же после убийства. Если бы это было так, то волна заказных убийств давно бы спала.
Существуют, как минимум, четыре группы исполнителей. В первую входят профессионалы, прошедшие Афган и Чечню. Во второй - те, кто не нюхал пороха, но в армии все же служил. Третья группа объединяет представителей преступного мира. Это и "быки", готовые выполнить "заказ", и наемные убийцы, которых исправно поставляет зона. И наконец, четвертая - самая непредсказуемая - "разовые" киллеры. Их-то чаще всего и вербует для своих нужд средний класс. Эти исполнители обычно без роду, без племени (охотник из тайги, бродяга с улицы, наркоман...). Им достаточно дать пистолет и указать, куда стрелять. "