"Президенту «Сибнефти» Евгению Швидлеру, как стало известно вчера, вновь пришлось общаться с представителями правоохранительных органов. В 2001 году он уже допрашивался следователями Генпрокуратуры в рамках уголовного дела о лжеэкспорте нефти, которое позже было закрыто. На этот раз г-н Швидлер беседовал с сотрудниками МВД РФ о тонкостях работы «Сибнефти» по "минимизации налогооблагаемой базы". В самой компании считают, что они действовали в рамках закона, но руководители бывшего ФСНП, перешедшие на работу в МВД, похоже, придерживаются иной точки зрения.
Первой о налоговых схемах «Сибнефти» в конце прошлого года объявила Счетная плата (СП). Проверив деятельность компании за 2001 год и первое полугодие 2002 года, аудиторы выяснили, что, например, «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» (ННГ) действовал по следующей системе. ННГ всего по 1300 рублей за тонну продавало нефть шести ООО - «Оливеста», «Вестер», «Новелла», «Терра» и «Аргус», а потом компания выкупала у них топливо уже в два-три раза дороже. Дело в том, что все эти шесть ООО, на которых и ложилось основное налоговое бремя, были зарегистрированы в Калмыкии и Чукотке, в зонах, где действует режим льготного налогооблажения. К тому же во всех этих ООО больше половины сотрудников числились инвалидами, что позволяло уменьшить налог, отчисляемый в федеральный бюджет, на 50 %.
Также «Сибнефть», по данным аудиторов, пользовалась другой «лазейкой» в законодательстве. По Налоговому кодексу, если предприятие присоединяется к другому, то полученная в результате слияния прибыль не облагается налогом. Поэтому эти ООО из Калмыкии и Чукотки в дальнейшем присоединялись к «Сибнефти» и ее дочкам, и прибыль ООО по нефтяным сделкам без уплаты налогов доставалась «Сибнефти». Выручку от таких сделок, по данным СП, «Сибнефть» выплачивала в качестве дивидендов своим акционерам на Кипре и Виргинских островах.
Были претензии у аудиторов и по ряду требований «Сибнефти» о возврате налога на добавленную стоимость (НДС). Причем появляляются они уже не в первый раз. В 2001 году Генпрокуратура по материалам ФСНП возбудила по факту деятельности «Сибнефти» уголовное дело. Следователи посчитали, что в ряде операций компании речь может идти о так называемом лжеэкспорте -- т.е. необоснованном требовании возмещения НДС. «Сибнефть» якобы сама или через контролируемые структуры заключала фиктивные договоры на поставку нефти за рубеж, а потом требовала у государства вернуть НДС. На самом деле, как посчитали налоговики, топливо не покидало пределов России. В связи с этим расследованием были допрошены президент «Сибнефти» Евгений Швидлер, ее главный бухгалтер Татьяна Бреева и губернатор Чукотки Роман Абрамович, но потом дело закрыли.
Теперь уже МВД РФ взялось за «Сибнефть». По нашей информации, инициатором расследования стали представители бывшего ФСНП, перешедшее в МВД. Их интересуют схемы минимизации налогооблажения компании, о которых говорилось в отчете СП. По данным наших источников в МВД, оперативной проверкой этих материалов занимается Федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям, которую сейчас возглавляет экс-замглавы ФСНП Сергей Веревкин-Рахальский. «Как я знаю, по данным фактам не то уже возбуждено, не то в ближайшее время будет заведено уголовное дело. Расследовать его будет Следственный комитет при МВД, заместителем начальника которого недавно стал бывший глава следственной части ФСНП генерал Геннадий Корнилов», - отметил наш собеседник. Представители самой "Сибнефти" вчера заявили лишь, что "минимимизировали налоги" только а рамках закона и в интересах акционеров.
Одновременно с "Сибнефтью" Счетная палата проверяла и «Роснефть». Претензии были аналогичными -- уклонение от уплаты налогов. Аудиторы, которым вроде бы и нечего было инкриминировать своим подопечным, все же рекомендовали МНС проверить «Роснефть» и «Сибнефть» на предмет «правомерности занижения налогов и сборов в федеральный бюджет». Способы минимизации налогов у компаний были разными. «Роснефть» снижала налог на пользование недрами и воспроизведение минерально-сырьевой базы, пользуясь «внутрикорпоративными» ценами. Эти налоги платятся исходя из цены, за которую реализуется извлекаемое сырье. И цены эти были не слишком велики, поскольку материнская компания выкупала у своих «дочек» сырье значительно дешевле его реальной стоимости. Правда, «Роснефть» за период, который интересовал аудиторов, сэкономила меньше своих коллег -- только 1 млрд. руб. И эта сумма, видимо, показалась правоохранительным органам недостойной внимания."