"В БОЛЬШУЮ политику Эдуарда Шеварднадзе привел в 1978 году Леонид Брежнев. Анкета тов. Шеварднадзе как две капли воды напоминала анкеты других "детей партии": инструктор райкома комсомола, выпускник партийной школы, комсомольский вожак, министр внутренних дел Грузии и, наконец, вершина карьеры в республике - 1-й секретарь ЦК Компартии Грузии. В этом кресле он восседал 13 "застойных" лет.
Восхождение на пьедестал ЧТОБЫ держаться на виду, нужно было найти собственную роль. И она нашлась - роль партийного "аллилуйщика". Его выступления на пленумах и съездах были столь приторны, что затмевали такого великого мастера политической вязи, как Гейдар Алиев.
Будущий демократ восхвалял и ввод советских войск в Афганистан, и громил партийного диссидента Бориса Ельцина.
Но когда забрезжили новые времена, Эдуард Амвросиевич стал примеривать одежды демократа. Вспомним, что именно он в конце 1990 г. первым публично заявил о возможности государственного переворота.
Горбачев не случайно пять с лишним лет держал его на посту министра иностранных дел. Ему нужен был не солист, а певец за сценой. Шеварднадзе такая роль не нравилась. По свидетельству члена ЦК, а затем посла во Франции Якова Рябова, "он понял, что находится не на своем месте, и попал как кур в ощип".
За какие подвиги? ПОСЛЕДСТВИЯ внешнеполитического курса Шеварднадзе и его дальнейшую карьеру Я. Рябов оценивает как полный провал: "Как, почему, за какие подвиги он пробился в президенты Грузии? История еще приоткроет его деяния в разжигании кровавых баталий в Южной Осетии, в Сухуми и Абхазии". Ряд авторитетных источников дает еще более резкие оценки. В воспоминаниях бывшего 1-го зама госсекретаря США С. Тэлботта - помощника госсекретаря США при президенте Клинтоне - описывается эпизод, когда М. Горбачев направил Е. Примакова на Ближний Восток с конфиденциальной миссией. Что же делает министр иностранных дел Шеварднадзе? Он звонит американскому госсекретарю, раскрывает суть миссии и критически отзывается о плане Москвы. Как это называется? Найдите слово сами...
Серьезные "иски" предъявляют Шеварднадзе и дипломаты, и военные. Необоснованная уступчивость при объединении Германии. Поспешный вывод советских войск. Эксперты считают, что за "германский пакет" можно было получить 100 млрд. долларов и списать все долги СССР. До сих пор клянут Шеварднадзе и российские рыбаки за бесплатную уступку американцам 50 тыс. кв. километров шельфа Берингова моря.
В 1992 г. Шеварднадзе вернулся в Грузию. Москва способствовала его "переброске". Была надежда, что после националистических перегибов З. Гамсахурдиа в отношениях между Грузией и Россией наступят лучшие времена. Москва оказывала Грузии посильную помощь, предоставляя, в частности, серьезные льготы по ценам на энергоносители. Когда разгорелся конфликт с Абхазией, тогдашний российский министр обороны Павел Грачев предложил Шеварднадзе ввести две дивизии и развести конфликтующие стороны. Шеварднадзе отказался, хотя позднее и признал это ошибкой.
В результате фактического поражения в молниеносной войне возникла болезненная проблема беженцев.
Кто виноват? СЕГОДНЯ Грузия фактически ничего не производит и не зарабатывает. Большая часть ее бюджета формируется за счет помощи США, значительная часть которой разворовывается. Дыры в бюджете штопаются за счет продажи металлолома Турции и экспорта в Россию цитрусовых, чая и вина. Легче выжить тем, кто имеет клочок земли. Городское население спасают 800 тыс. "гастарбайтеров", работающих в России и перечисляющих деньги родственникам. Строя амбициозные планы открытия "Великого шелкового пути", Грузия сегодня не в состоянии содержать даже трассу Батуми - Тбилиси. Дорога разбита, по ней бродят коровы, на одну из которых недавно наехал посол Украины в Грузии. Средняя зарплата упала до 15 долларов в месяц. Народ буквально борется за выживание. Какое-то время "боевой дух" грузин Шеварднадзе поддерживал насаждением национализма. В своей книге "Годы в большой политике" Е. Примаков пишет, что "антироссийские настроения в Грузии начали раздувать сверху". Москву обвинили даже в покушении на Шеварднадзе. С антироссийских позиций ревизии подвергнуты школьные учебники и музейные экспозиции. Переписывают историю, пытаясь доказать, что Георгиевский трактат 1783 года о переходе Грузии под покровительство России был исторической ошибкой. Но этот политический ресурс Шеварднадзе иссякает: люди убедились, что национализмом не прокормишься.
Большой друг США И ТЕМ не менее сказать, что Э. Шеварднадзе полностью утратил влияние, было бы преувеличением. Его поддерживает часть политической элиты, которая кормится за счет помощи США, часть интеллигенции, отравленной национализмом. Его подпирает коррумпированное чиновничество, криминальный бизнес и вскормленные им спецслужбы - то есть те, кто понимает, что с уходом "белого орла" их позиции рухнут. Но силы поддержки слабеют, а голоса недовольных подавляются. Клан Шеварднадзе контролирует не только "спецслужбы", но и СМИ. Сторонники налаживания нормальных отношений с Россией боятся "наездов". Бывший посол России в Грузии Феликс Станевский считает, что политика Шеварднадзе превращает Грузию в полуполицейское государство.
Экономикой Э. Шеварднадзе не занимается. Все усилия тратятся на внешний "пиар". Прежде всего - в адрес США. "Ни для кого не секрет, что настоящим МИДом Грузии является посольство США в Тбилиси, а слово американского посла воспринимается как указание Шеварднадзе", - говорит Ф. Станевский. Это мнение подтверждают и другие источники. "Стиль Шеварднадзе" стал раздражать даже посольство США - прежде всего из-за вопиющей коррупции, в которую вовлечена и "семья" президента. Окружение президента всячески раздувает миф о том, что с уходом Шеварднадзе хаос неизбежен. Помогает и имидж "большого друга Америки".
Африканизация МНОГИЕ провалы, в том числе катастрофическое состояние отношений с Россией, связаны с психологическими особенностями Шеварднадзе. После Министерства иностранных дел СССР рамки региональной политики ему кажутся тесными, а лучи славы тусклыми. Уже началась "африканизация" имиджа Шеварднадзе. Замедлить этот процесс можно только одним способом - раздувая конфликт с Россией, с соседями и вовлекая в него Запад. Грузинский лидер демонстративно "задирает" Москву. Вспомним его недавние отзывы о "нравственных достоинствах" чеченского боевика Гелаева, роль грузинских спецслужб в эвакуации раненого Гелаева из Абхазии. Но и официальные документы грузинского МИДа свидетельствуют о том, что отношения с Россией отброшены на периферию политики. Приоритеты - США, Турция, НАТО, Евросоюз.
Шеварднадзе рассчитывал сделать из Грузии своего рода "кавказский Израиль". И, опираясь на поддержку США, решить взаимоотношения с соседями с позиции силы. Сегодня эта мечта тускнеет. Особенно после событий 11 сентября. Теперь, похоже, ставка делается на Турцию. Шеварднадзе активно содействует внедрению Турции в регион. Анкара шлет в Тбилиси делегацию за делегацией. Последняя - десант группы высокопоставленных офицеров генерального штаба Турции. Готовится переоборудование базы и аэропорта в Вазиани с учетом интересов Турции. Напомним, что Шеварднадзе совсем недавно вытолкал Россию из Вазиани. Похоже, что Грузия рассчитывает на возможности базы при решении абхазского конфликта с участием "турецких миротворцев". Ими Шеварднадзе хочет заменить российский миротворческий контингент. Но, по мнению директора Института стран СНГ К. Затулина, "Шеварднадзе в Абхазии нужны не миротворцы, а полицейские".
А что же Москва? В ОТНОШЕНИЯХ с Тбилиси все еще сохраняется остаточная инерция. Отчасти в результате активности грузинского лобби в Москве. Иначе трудно объяснить, почему, несмотря на антироссийскую политику, Россия продолжает продавать Грузии газ по цене вдвое ниже мировой? Почему мы не реагируем на откровенный шантаж, когда Грузия заявляет о том, что не пропустит российский газ в Армению? Почему Россия покинула базу в Вазиани, хотя Стамбульский договор, подписанный Ельциным, Россией не ратифицирован и не является обязывающим? Почему введенный было визовый режим с Грузией "де-факто" ослаблен? А между тем в Грузии до последнего времени откровенно рассчитывали на "второй Хасавюрт" и потворствовали боевикам.
Однако запасы терпения исчерпаны. В российском МИДе на отношения с Грузией смотрят с пессимизмом, а на Шеварднадзе - как на неизбежное зло. В Государственной думе откровенно говорят о том, что "при нынешнем режиме ситуация непоправима". На возможную встречу В. Путина и Э. Шеварднадзе и в МИДе, и в Государственной думе смотрят без иллюзий. Говорят, что "великий лицемер оближет Путина" (как в свое время облизывал Брежнева), набросит "флер фальшивого дружелюбия" и на время смягчит антироссийскую риторику. А по сути все останется по-прежнему. Но в МИДе России Эдуарда Амвросиевича слишком хорошо знают, чтобы верить улыбкам и заверениям. Да и В. Путин совсем не похож на прежних доверчивых обитателей Кремля. Так нужна ли такая встреча?
"