"Не дождавшись инаугурации, намеченной на 19 октября, новоизбранный президент Чечни Ахмад Кадыров сделал ряд знаковых заявлений. На пресс-конференции в Москве Ахмад-Хаджи заявил не только о необходимости немедленного вывода из республики войск, не находящихся там на постоянной основе, но и о том, что "намерен предложить ряд мер руководству по усилении координации силовых структур". Кто должен заняться этой самой координацией, Кадыров не пояснил, но, надо полагать, на эту роль претендует он сам. Поэтому Кадыров хочет, чтобы командированные в республику сотрудники МВД России "находились если не в прямом подчинении, то в управлении МВД Чечни".
Кроме того, президент Чечни собирается отстаивать свой вариант договора о разграничении полномочий между республикой и федеральным Центром. В свое время этот документ, представленный Кадыровым в Москву еще в июне, вызвал немалый ажиотаж. Теперь, обретя полноценный статус, Ахмад-Хаджи стал еще жестче в своих требованиях. Он подтвердил намерение добиваться особых привилегий для республики в экономической сфере. Во-первых, Кадыров намерен все налоги и доходы оставлять в республике в течение ближайших 10 лет. Во-вторых, г-н Кадыров планирует "создать свою нефтяную компанию, все доходы от которой оставались бы в Чечне". Сегодня "Грознефтегаз" является дочерним предприятием "Роснефти". Кадырову, похоже, мало 49% акций, которые принадлежат республике.
Немалое удивление вызывает и намерение Ахмада Кадырова восстановить Чечено-Ингушетию как единый субъект Федерации. Глава Чечни, судя по всему, уже замахнулся на Конституцию России. "Я не рассматриваю этот вопрос сейчас, - заявил Кадыров, - но это вопрос времени. В перспективе, думаю, этот вопрос встанет, поскольку это два братских народа". "Идея эта не нова, - прокомментировал данное заявление Кадырова помощник президента по делам Северного Кавказа Асламбек Аслаханов. - В свое время и я об этом говорил. Но тогда Аушев был президентом Ингушетии и отреагировал довольно резко. Мол, даже два брата расходятся, чтобы жить самостоятельными семьями. Сейчас витают идеи объединения регионов. Кадыров повторяет то, что уже звучало. Другое дело, что Чечня на это объединение пойдет, а пойдет ли на это ингушский народ? Это очень спорно. Ингушетия все-таки стабильная республика, а если взять разоренную войнами и тотальной ненасытностью местных чиновников Чечню, то, полагаю, ингуши будут возражать".
Заодно, видимо, под влиянием думских разбирательств по поводу событий 1993 года Кадыров решил создать комиссию по расследованию факта разгона Верховного Совета Чечено-Ингушетии в 1991 году. По мнению главы Чечни, "нужно определить или указать фамилии тех преступников, которые незаконным путем свергли законную власть Чечено-Ингушской Республики". "Одного я знаю, даже ничего не расследуя, - заявил Кадыров, - это Хасбулатов". И пообещал записать фамилию экс-спикера Верховного Совета СССР "металлическими или золотыми буквами в одно место". "Я знать не знаю никакого Кадырова, кто такой Кадыров? - прокомментировал это заявление Руслан Хасбулатов. - Это же моджахед, обычный бандюга, который воевал с Россией... Какую еще комиссию он собирается создавать?"
Любопытно, что самого Джохара Дудаева, сторонники которого и разогнали Верховный Совет ЧИАССР, Ахмад-Хаджи и не помянул. Зато пригласил вдову генерала Аллу Дудаеву вернуться в Чечню, гарантируя ей полную безопасность. А вот второму президенту Ичкерии Аслану Масхадову Кадыров никаких гарантий не дал, в очередной раз поставив того перед альтернативой: "Лучше предстать перед судом, чем быть уничтоженным".
Кроме того, Кадыров собирается выработать "механизм для легализации" боевиков, чтобы "люди могли вернуться к мирной жизни". Вчера боевики по-своему ответили на это предложение: они попытались прорваться на окраины Грозного, в центре города из огнемета "Шмель" была обстреляна бронетехника федеральных сил, а в Грозненском районе был обстрелян наряд МВД Чечни, охранявший нефтяную скважину. Одну из тех, на которые положил глаз Ахмад-Хаджи."