"Избранный губернатор Санкт-Петербурга г-жа Матвиенко заявила о необходимости резкого увеличения, вплоть до удвоения, городского бюджета уже в ближайшие годы.
Эта впечатляющая программа не нашла своих громких адептов, равно как и своих зоилов. Первые, вероятно, сами не поверили в выполнимость такой грандиозной задачи. Вторые, похоже, еще не отошли от предвыборных баталий. Тем не менее, заявка серьезная.
Когда предшественник г-жи Матвиенко, г-н Яковлев, незадолго до своего убытия в столицу заявил на заседании петербургского правительства о необходимости довести бюджет до 100 млрд. рублей, была примерно такая же ситуация. Адепты Яковлева явно застеснялись громадья такого плана, а зоилы махнули рукой, видя в нем обычное яковлевское актерство. Тем более все понимали: счет яковлевского губернаторства исчисляется не месяцами, а неделями.
И вот - сюрприз. Если я правильно понял, то за два-три года, по прозвучавшему мнению, можно довести бюджет до 150-160 млрд. рублей. В числе способов такого рывка перечислены госзаказы питерскому ВПК, расширенная судостроительная программа. Это должно дать дополнительные доходы в городскую казну.
Правда, с точки зрения простой экономической логики, здесь есть один нюанс. Косвенным источником такого пополнения городской казны должна стать казна федеральная. А та пополняется за счет доходов от нефти и газа, а также, несомненно, от ВПК и судостроения. Если я правильно понимаю, расчет здесь на продолжение благоприятной нефтегазовой конъюнктуры и экспорт судостроительной продукции. Последнее - весьма привлекательно. Как считают специалисты соответствующих отраслей, в обозримом будущем предстоит обновление парка плавсредств самых разных предназначений. Просто время такое пришло. Вопрос лишь в том, окажется ли Петербург конкурентоспособен в сравнении с германскими, южнокорейскими или даже гданьскими верфями?
Самым любопытным источником, заявленным в телеинтервью г-жой Матвиенко, может стать пополнение казны за счет работы городских рынков. Здесь ситуация еще любопытнее. Давая львиную долю розничного товарооборота, рынки приносят городской казне жалкие крохи. Можно жаловаться на отсутствие кассовых аппаратов. Но реальность в том, что рынки - один из ключевых источников черного нала в городе, в том числе на выборы.
Пусть посчитают аналитики г-жи Матвиенко, сколько депутатов ЗакСа прямо связаны с этими рынками, а сколько - опосредованно. Уверяю, цифра получится внушительная. Полагаю, что достаточная для того, чтобы лишить г-жу губернатора квалифицированного большинства в городском парламенте. Если, конечно, этому меньшинству наступят на его финансовую мозоль. Так что проследить за процессом будет любопытно.
Наконец, подчеркивается наличие в городе массы неиспользуемой или плохо используемой недвижимости. Уверяю вас, что это - весьма поверхностный взгляд. На самом деле давно используется все (или почти все). Только не в пользу казны.
Сказанное означает, что благие намерения придется подкрепить мощным воздействием. Хотелось бы, чтобы не силовым. Пока неясен набор методов, с помощью которых можно решить эти две проблемы: рынков и недвижимости.
В Москве, как известно, они решены созданием огромного «лужковского чеболя» с упорядочиванием системы откатов. Питер в этом смысле весьма специфичен и в своем роде анархичен. Для создания «питерского чеболя» время безнадежно упущено. Придется искать иные пути. Какими они будут? Полагаю, что многое прояснит персональный состав формирующегося городского правительства. Пока что «утечки информации» дают основание задавать больше вопросов, чем давать ответ на вопрос главный: с кем г-жа Матвиенко будет решать намеченную задачу? Наметки для ответов, намеки для анализа мы получим уже в ближайшее время."