100 лет назад в европейской военной науке существовало понятие «анти-Шлиффен». Этим термином обозначались стратегические извращения профнепригодных военачальников. Антиподы великого фельдмаршала находили десятки способов подставить свои войска под огонь, дать их окружить, рассечь и разгромить. Важным элементом этой работы было устранение под надуманными предлогами наиболее талантливых командиров.
Весной нечто подобное наблюдалось в петербургском ГУВД. Мы уже писали о целенаправленных попытках сместить начальника 7-го отдела УБОПа Игоря Гусева. Сегодня приходится вернуться к этой теме.
Вкратце напомним, что подполковнику Гусеву инкриминировались деловые связи с его бывшим армейским сослуживцем, «авторитетным предпринимателем» Артуром Кжижевичем, который 19 сентября арестован ОРБ по обвинению в тройном убийстве на бытовой почве. Обоснованность этих обвинений - вопрос второй, и останавливаться сейчас на нем нет необходимости. Недоброжелатели подполковника Гусева утверждают, что многочисленные успехи 7-го отдела - аресты вора в законе Мирыча, бандита Андрея Маленького, небезызвестного Михаила Мирилашвили - соответствовали интересам Кжижевича и осуществлялись едва ли не по его заданиям. Кроме того, в начале апреля случайная ссора Гусева с ныне покойным адвокатом Русланом Коляком была умело раздута в скандал городского масштаба.
По имеющейся информации, в апреле министр внутренних дел Борис Грызлов недвусмысленно одобрил деятельность Гусева (за исключением эпизода с Коляком). Казалось, 7-й отдел УБОПа обрел необходимую поддержку. Но... почти сразу после этого Гусев был командирован в Чечню. Оперативные разработки отдела повисли в воздухе. Мирыч, Маленький, а главное, их могущественные покровители из столичного воровского сходняка, полукриминального нефтебизнеса и коррумпированных милицейских кругов получили необходимую передышку. Судя по всему, наиболее эффективно этим воспользовался Мирыч. Теперь, после устранения Кжижевича (не будем останавливаться на конкретных обстоятельствах, для данной темы они не очень важны), он остается единственным серьезным претендентом на место питерского «смотрящего» от воров в законе, которое почти полгода пребывает вакантным после убийства легендарного Кости Могилы. Вынужденное отсутствие Гусева очень помогло московским ворам и близким к сходняку «оборотням в погонах» решить свои кадровые вопросы. Трудно сказать, насколько укрепится правопорядок и законность после такого устранения Кжижевича. Но ясно, что подполковник Гусев не допустил бы воровского триумфа, не допустил бы торжества Мирыча, которое мы сейчас наблюдаем.
Кто же решился демонстративно пренебречь позицией министра? И какая при этом ставилась цель - может быть, избавиться от Гусева руками чеченских террористов? Если так, тo прямолинейный расчет, к счастью, не оправдался (а могло быть по-всякому, учитывая положение в Чечне). Так или иначе, Петербург вовсю пожинает плоды мудрого кадрового решения. «Слив» Артура и усиление Мирыча - вот главные плоды гусевского отсутствия. С другой стороны, в отсутствие подполковника нашлись желающие превратить его в козла отпущения за неудачные оперативно-следственные разработки. Например, за разваливающееся на глазах дело предпринимателя Юрия Гамилко.
Несколько недель назад Игорь Гусев вернулся в Петербург. Служебная многоходовка вернулась в исходное положение. За это время убиты Костя Могила и Руслан Коляк, Исмаил и Рома Маршал, капитан Синельников и Сергей Боев, «закрыт» Артур и поднялся Мирыч... Работу придется возобновлять в новых, более трудных условиях. А между тем кое-кому в «конкурирующих» управлениях и отделах системы МВД не терпится довести задуманное до конца, окончательно избавившись от подполковника Гусева. Ходят слухи, что готовится ритуальная жертва в виде очередного «оборотня в погонах»..."