"Противники Валентины Матвиенко поставили не на того кандидата
Президент России может перевести дух. Смена власти в Петербурге завершена. Анатолий Собчак отмщен. Новым законно избранным губернатором стала та, кого и хотел видеть Путин во главе Северной столицы.
Арифметика «за» и «против»
Между двумя турами самой популярной цифрой в Питере были 85 процентов. Именно столько избирателей, считая не исполнивших 21 сентября гражданский долг, могли отдать, но не отдали свои голоса Валентине Матвиенко.
Противники полпреда разыграли козырь очень умело. 71 проц. не пришедших на участки и обеспечивших рекордно низкую для России явку были причислены к «протестному электорату». В ход пошли самые хлесткие выражения - от «город бойкотировал президента» до почти кощунственного «город блокадников выстоял» (этот тезис чрезвычайно возмутил Даниила Гранина). Оппоненты Матвиенко не зря напирали на специфический питерский патриотизм. Неожиданно оказалось, что Анна Маркова в первом туре завладела симпатиями избирателей в возрасте от 25 до 45. Старшие в этой электоральной нише еще помнили советское определение Ленинграда - «великий город с областной судьбой». Младшие, не без помощи смольнинских пропагандистов, в последние годы откровенно завидовали московским деньгам и московским возможностям реализовать себя.
Идеология была выбрана верная. Как следует потоптавшись на питерской мозоли, вполне можно было превратить второй тур губернаторских выборов в острое соперничество. Если б только знамя борьбы с Москвой нес другой кандидат, а не Анна Маркова.
Не тот знаменосец
Бывший заместитель Яковлева (в недавнем прошлом - еще и полковник милиции), Маркова с самого начала не годилась на роль демократки и петербургской патриотки. Перед вторым туром она попыталась было дистанцироваться от бывшего губернатора и старой питерской «семьи», заявив, что идет на выборы сама и что команда Яковлева давно разгромлена. Но для петербуржцев Маркова так и осталась соратницей прежнего губернатора. А во время публичных теледебатов в сопернице Валентины Матвиенко проснулся еще и бестактный милицейский начальник.
Семь лет назад, когда во второй тур губернаторских выборов вышли Анатолий Собчак и Владимир Яковлев, телевизионные дебаты в прямом эфире немало способствовали победе последнего. Маркова же своим поведением на экране вряд ли повысила личный рейтинг. Глядя на нервную, то и дело встревающую в чужой монолог даму, перемежавшую собственную речь бормотаниями под нос, даже закоренелые питерские патриоты задумывались о том, какое лицо на четыре ближайших года может обрести культурная столица России. Маркова то доставала шахматные часы, чтоб самой следить за регламентом дебатов, то бросала журналисту-ведущему жевательную резинку, повторяя избитое «иногда лучше жевать, чем говорить». Матвиенко тоже смотрелась не лучшим образом - заметно переживала, часто обвиняла конкурентку во лжи, забывая про аргументы, и т.д., - однако в целом держалась гораздо более достойно.
Между тем дебаты были для Марковой не только последней, но и единственной возможностью привлечь новых сторонников. Уже после первого тура прошел слух: деньги у нее кончились. И действительно: в городе за последние две недели не появилось ни ее пикетов, ни ее листовок, ни пропагандистских материалов против Матвиенко. То есть не было той самой агитации, которая в 96-м качнула чашу весов в сторону Яковлева.
Не смогла Анна Маркова повторить и другое достижение своего бывшего шефа - объединить голоса всех кандидатов против кандидата N 1. «Яблоко» в итоге поддержало полпреда, а с кандидатом N 3 - Сергеем Беляевым - компромисса не получилось. По слухам, Беляев предлагал Марковой 2,5 миллиона долларов. С единственным условием: он сам встает во главе предвыборного штаба. Маркова не согласилась.
Злу - наказание, журналистам - амнистию
После теледебатов Валентина Матвиенко поняла, что победила. И поздно вечером в пятницу, перед началом действия моратория на предвыборную агитацию, решилась на неожиданный шаг - встретилась со своими идейными противниками из неформального объединения «Петербургская линия».
По информации «МН», в штабе полпреда с этим согласились не все. Однако Валентина Матвиенко все равно приехала на встречу, сделав классический жест политика: «Мы с вами боролись, но наша взяла. Давайте теперь вместе подумаем, как жить дальше». Однако вместо конструктивного разговора с журналистами, до последнего призывавшими петербуржцев голосовать за гражданина «Против всех», вышла еще одна серия дебатов. Полпреда спрашивали, как она намерена, став губернатором, преодолевать «отчуждение со стороны 85 проц. петербуржцев», упрекали в недостаточной информированности и даже в том, что за четыре года работы в правительстве РФ Матвиенко «не выросла». Один из главных активистов «ПЛ» Лев Лурье подсластил пилюлю, сказав, что он ничего не имеет против «живой» Валентины Матвиенко, а воевал лишь против образа, созданного в ходе пиар-кампании.
Почти победивший полпред («Не сомневайтесь, я буду губернатором Санкт-Петербурга») тоже сделала маленький шаг навстречу побежденным. Матвиенко признала, что, возможно, с частотой появления в СМИ в ходе кампании она немного переборщила. Но вместе с тем она уверила членов «ПЛ», что отлично знает, на какие деньги против нее работали мастера черных технологий. И что вскоре после избрания она предаст имеющуюся информацию огласке.
В ночь с 5 на 6 октября, когда победа стала реальностью, новый губернатор подтвердила свои намерения уже публично. Заявила, с одной стороны, что никаких гонений на журналистов не будет и что свободу слова она гарантирует. А с другой - что не оставит без ответа личные оскорбления, нанесенные ей в ходе выборов: «Зло должно быть наказано».
Помянули или присягнули?
Уже первые данные exit polls - опросов, производившихся на выходах с избирательных участков, показали, что шансов у Марковой никаких. Количество ее сторонников выросло почти на 8 проц. - с без малого 16 до 24,2 проц. Но Матвиенко тоже ничего не потеряла. Даже наоборот: приобрела больше голосов, чем Маркова. Прибавка составила 14 процентов с лишним (63,12 против 49,04). На том же уровне остался «Против всех» - 11,77 проц.
Удивила высокая для второго тура явка. Обычно в России повторно голосует в полтора-два раза меньше людей. Но если 21 сентября на первый тур выборов пришли 29,2 проц. избирателей, то на второй - 28. Сторонники полпреда объясняют, что смогли достучаться как раз до тех петербуржцев, которые семь лет назад были уверены в победе Собчака и не пришли на второй тур. А сейчас не захотели второй раз наступать на те же грабли и вернули уже покойному первому мэру Петербурга своеобразный долг.
Второй «убойный» аргумент полпредовские аналитики вывели из тех самых 85 процентов. В день выборов в местном эфире «Радио России» петербуржцев усовестили примерно так: «Про нас говорят, что мы прокатили Путина. Пусть каждый из тех, кто еще не проголосовал, спросит себя: в самом ли деле он враг президенту?»
Сторонники Марковой тоже приготовились к поражению заранее и не устраивали, как в прошлый раз, пышных банкетов. Их кандидат провела весь день в суете. Она долго не могла проголосовать сама, поскольку потеряла полученный корешок открепительного талона. Пришлось обращаться в горизбирком и исполнять гражданский долг по месту прописки, в пригороде Парголово. Только в седьмом часу вечера Маркову допустили до урны.
История получилась весьма символичная. Однако злоключения не сломили неудавшегося губернатора. Ночью Анна Маркова уверила журналистов, что «счастлива, несмотря на результаты». Она подчеркнула, что в первом туре были вброшены 11 - 12 проц. бюллетеней в пользу Матвиенко, но заявила, что не будет опротестовывать результаты выборов. Проигравшая не хочет выглядеть обиженной."