Впервые в истории Петербурга губернатором нашего города стала женщина. Впрочем, половой вопрос принципиального значения не имеет, поскольку об обеих женщинах, претендующих на пост губернатора, можно сказать, что ДАМЫ они с... Типа, коня на скаку остановят и в Смольный горящий войдут. Без страха и упрека. Но в Смольный и, к счастью, не горящий войдет только одна. Уже вошла. Хотя инаугурация только через неделю, Валентина Матвиенко приступила к формированию правительства.
Нам, в принципе, известны некоторые фамилии будущих петербургских министров, но из соображений политкорректности мы не будем называть имена. Сразу после инаугурации, которая состоится через неделю, Матвиенко официально назначит исполняющих обязанности членов городского правительства, и все они будут представлены на утверждение в Законодательное собрание города. И нет сомнений, что ЗакС всех утвердит.
21 сентября голосовало около миллиона избирателей. То есть явка избирателей была менее 30 процентов. Почти 500 тысяч голосов ушли на Матвиенко, около 150 тысяч - Марковой и 110 тысяч горожан голосовали против всех. Во втором туре явка избирателей, что, собственно, и ожидалось, была чуть ниже. Матвиенко набрала 63,12 процента голосов, Маркова - 24,2, кандидат «Против всех» - 11,77.
Такой итог, на самом деле, едва ли можно назвать исключительно победоносным. Он плох тем, что у выбранного губернатора электоральной поддержки в городе всего-то немногим более 600 тысяч человек. Это менее 20 процентов от общего числа петербургских избирателей. И это означает, например, что будущему губернатору надо сделать десять очень хороших дел для того, чтобы перекрыть одну неудачу. Поскольку любой провал, любая неудача Матвиенко (а их избежать, увы, невозможно) будут ее противниками возноситься в десятикратном размере, и у них появится повод язвительно утверждать: «Ну, мы же говорили, мы же так и думали!..» Сейчас можно говорить о том, что фактически ставленник президента, причем в его родном городе, несмотря на задействованный колоссальный административный и финансовый ресурс, был поддержан менее 20 процентами петербургских избирателей. Подобный бойкот, продемонстрированный в преддверии думских и тем более президентских выборов - тревожный знак для Путина и его окружения.
Трехмесячная работа Матвиенко полпредом, причем под знаком 300-летия, была превращена в сплошной пиар, призванный создать у горожан иллюзию ее «погруженности» в городские проблемы, способности управлять городом вместо губернатора. По мере приближения выборов во имя поддержки Матвиенко один за другим следовали визиты Волошина, Шойгу, Грызлова, Примакова. Но помогло ли все это в той степени, которую ожидали ее устроители? Однозначно нет!
Вообще говоря, поддержка Москвы показывает весьма тревожный результат. Пожалуйста, при опросах все говорят мы «за Матвиенко», но на выборы... «да нет, без меня»… Вот почему, несмотря на опросы и все прогнозы, результатом первого тура стал «пшик». Люди не понимают, ради чего идти на выборы. Вы хотели, чтобы нам нравилась Матвиенко - она нам нравится, ладно. Но без нас уже выберите ее...
Таким образом, пока можно резюмировать то, что Матвиенко в итоге стала не столько хозяйкой города, сколько хозяйкой Смольного. Поскольку едва ли можно говорить о подлинной легитимности при поддержке менее 20 процентов избирателей. Вообще, вопрос легитимности для демократически избранного руководителя вопрос отнюдь не праздный. Это раньше, в советские времена, когда секретаря обкома город не выбирал, он все равно был, по сути, полновластным хозяином города. Сегодня, когда мы все-таки пришли к демократическому обществу, когда практически 80 процентов капитала находится в частных руках, губернатору крайне необходима легитимная избранность, когда свои голоса за него отдаст подавляющее большинство горожан. Тогда у губернатора есть серьезный вес. И есть право. Право на очень многое. У Матвиенко сейчас очень тяжелая стартовая позиция.
Теперь есть проблема и у Путина.
Пусть в латентной форме, но серьезная проблема. Ведь все прекрасно понимают, что Путин нарушил закон. Пусть неформально. То есть формально он как бы его и не нарушил вовсе, и все кто угодно во главе с Вешняковым будут говорить, что Путин поступил правомочно. Пусть. Но народ не дурак, его никакие «вешняковы» не надурят. Человек - существо разумное. Возможно, для кого-то в Кремле это, конечно, откровение, но не придя на выборы, народ дал понять, что он все-таки думать умеет. Тем более, нельзя забывать, что Россия страна особая. Она живет не по праву, а по понятиям. А по понятиям Путин нарушил закон. Ну, запрещено должностному лицу агитировать за одного из кандидатов. И все тут! Другое дело, что закон, возможно, прописан некачественно, что по логике вещей все должно быть наоборот. Президент должен быть лидером своей партии и открыто по закону лоббировать своих кандидатов. Но у нас закон другой. И нарушение закона, как бы это нарушение ни трактовали, весьма серьезно повлияло на итоги выборов. Во-первых, это очень низкая явка избирателей, во-вторых, такой высокий процент у кандидата «против всех», в третьих, неизбрание кандидата N 1 в первом туре. Это не что иное, как реакция горожан на такое, по сути, вопиюще-неприкрытое давление и использование административного ресурса. И это серьезный политический урок федералам. Вот они, «медвежьи» услуги, и Путину, и Матвиенко, бездарные приветы от якобы гениев политтехнологии. Удивительно, что все эти технологи, по сути, все-таки проигравшие эту кампанию, так и не посоветовали Путину снять эту проблему, которая теперь, как ни крути, «дамокловым мечом» висит над президентом. Как?
Я не политтехнолог, но даже у меня, скромного труженика пера и бумаги, была уверенность в том, что Путин поступит весьма, казалось бы, просто, но эффективно. Накануне выборов, допустим, в пятницу, президент дает интервью кому-либо из петербургских СМИ, в котором четко говорит, что ему глубоко небезразлично, как будет строиться жизнь в его родном городе, как будет развиваться демократия, за которую, между прочим, заплачено развалом сверхдержавы, падением уровня жизни, которая стоила всем нам очень и очень дорого. И когда на выборы приходит менее 30 процентов избирателей - это уже не демократия, это уже не народ выбирает своего лидера. И я (гипотетически представим, что это говорит Путин) не могу допустить, чтобы демократия была растоптана в моем родном городе. Ведь избираемость - один из столпов демократии. И если люди отказываются от своего выбора - это уже не демократия. И как президент я не могу этого допустить. Да, как человек, я, конечно же, имею свои личные симпатии и предпочтения, но как президент я прошу только об одном жителей своего родного города - прийти и проголосовать. Это очень важно не только для Петербурга, но и для всей страны. Россия смотрит на Петербург, и если вы не будете голосовать, это может стать цепной реакцией для всей страны. Выберите своего кандидата, и я вам обещаю, что равно эффективно буду работать с тем, кого вы выберете сами. Для меня в первую очередь важен не столько ваш выбор, сколько ваше участие. Голосованием вы сохраните демократию в нашей стране.
И таким образом президент, между прочим, снял бы с себя обвинения в том, что он кого-то лоббировал. И это совершенно четко привело бы к глобальному повышению процента явки избирателей, поскольку избиратель воспринял бы такое обращение как лично к нему. И фокус при этом состоит еще и в том, что избиратель, ответив «да» на первую просьбу президента, ответил бы «да» и на вторую. Ту, которую бы уже Путин, конечно, не озвучивал бы во второй раз, но которую, безусловно, никто не забыл. Все же понимают, за кого президент. При таком обращении президента к петербуржцам разрыв между Матвиенко и Марковой стал бы глобален. То есть, скорее всего, Матвиенко набрала бы где-нибудь в районе 80-85, а Маркова - 5-10 процентов. Голосовавших против всех почти не стало бы.
Все вопросы о легитимности избрания Матвиенко были бы сняты. Таким образом было бы восстановлено высочайшее реноме президента по всем позициям. Но президент этого не сделал, и вот такой результат мы получили. По-прежнему очень высокий процент голосовавших против всех и по-прежнему низкая явка избирателей. Неприлично низкая, какими бы дачными сезонами ее не объясняли.
Впрочем, победителей не судят. Мы поздравляем Валентину Матвиенко с избранием и надеемся, что своими делами она добьется искренней любви народной и что ко второму сроку ее будет поддерживать не менее 20, а более 80-90 процентов петербургских избирателей."