"У политологов и горожан есть четыре года, чтобы понять, что произошло 5 октября
28,25% петербуржцев в минувшее воскресенье выбрали губернатора cеверной столицы. Анне Марковой свои голоса отдали 24,18% горожан, Валентина Матвиенко победила, набрав 63,16% голосов. Против всех проголосовали 11,75% пришедших на избирательные участки.
Большинству граждан давно уже хочется слышать от тех, кто идет во власть (часто уже будучи в ней, но не на выборной должности) и претендует на «первое кресло» в субъекте Федерации, что эти кандидаты смогут изменить, став губернаторами, и главное - как они будут менять жизнь к лучшему. Что же мы увидели за последние месяцы?
Программы кандидатов, хотя и были написаны в известной степени качественно и скрупулезно, не имели порой очень важного элемента - посыла. Избиратель, часто не слишком разбирающийся в экономике, должен был понять без каких-либо дополнительных пояснений - чего ему ждать от того или иного кандидата. В западных странах кандидаты на высокие выборные должности отстаивают не только свои личностные, но и партийные позиции, где совершенно четко обозначается программа действий и мер, причем экономически строго обоснованных. Без этого тамошний избиратель просто не пойдет голосовать - за килограмм гречки его не купить. Хочется верить, что и в России скоро наступят такие времена.
Квинтэссенцией выборной кампании стали теледебаты, как самый сильный инструмент агитации. Но получили мы политическую телевикторину с элементами политической «эротики». На первом этапе, когда в студию «набивалось» до десятка кандидатов, терялся сам смысл дебатов, потому как задать друг другу хотя бы один-единственный вопрос не представлялось никакой возможности. На скучные вопросы ведущего звучали скучные ответы участников. Если какая-то социальная актуальность и присутствовала, то ее телезрителю надо было улавливать. В риторике кандидатов, причем не всегда удачной, так и сквозило желание не столько себя «отпиарить», сколько успеть «подковырнуть» соседа. Хорошо еще, что область «остановилась» на первом круге, так как городское продолжение дебатов превратилось в настоящее шапито. Можете ли вы себе представить, чтобы Буш-младший в дебатах с Альбертом Гором вытащил из-под стола кулек с конфетами и вопросил: «Это ваши проделки, мистер Гор? Зачем вы подкупаете моих избирателей в моем родном штате?» Даже кандидаты на такой высокий пост, каким является должность губернатора Петербурга или Ленинградской области, в большинстве своем имеют весьма смутное представление о теледебатах западных политиков. Все это, увы, говорит о качестве предвыборной кампании и смысле самих дебатов.
Если сегодня по улицам Петербурга не проехать, не пройти, то как будущий губернатор намерен решать эту проблему? Сделать все улицы односторонними, как в Нью-Йорке? Или оборудовать все перекрестки телемониторами? Или ввести драконовские штрафы за парковки в неположенных местах, как в Лондоне? Если в городе все еще сотни тысяч коммунальных квартир, то как их расселить и поставить дом на капитальный ремонт, если в этом доме уже немало приватизированных комнат и квартир? Есть ли понятный ответ хотя бы на эти вопросы у будущего губернатора? У бывшего не было, как бы его ни награждали за заслуги. Многим петербуржцам хочется, оставаясь в Петербурге, жить в Стокгольме или Париже. Сможет ли новая исполнительная власть удовлетворить хотя бы частично их пожелания?
Выборы закончились, забудьте. Но горожане не смогут забыть ни свои оплеванные дворы и обшарпанные подъезды, ни свои ухабистые улицы и бьющиеся, как комары, «маршрутки», ни свои пенсии и зарплаты, на которые можно только выживать, но не жить."