"Бежавшие за границу два следователя белорусской Генпрокуратуры, как стало известно, сделали сенсационное заявление. По словам беглецов, в республике существует специальная группа, которая совершает "идеальные убийства" по заказам, поступающим с самого верха. Так похитили, затем убили многих известных людей, в том числе и оператора ОРТ Дмитрия Завадского.
Все это можно было бы рассматривать как очередной запланированный слив компромата на "верховного правителя", особенно с учетом начинающегося в республике президентского предвыборного марафона. Если бы источниками убийственной в прямом и переносном смысле слова информации не выступали два следователя белорусской Генпрокуратуры: Дмитрий Петрушкевич и Олег Случек. Если бы они оба неделю назад не бежали за границу в поисках политубежища. Если бы перед бегством не распространили в оппозиционных кругах и СМИ видеокассету со своими признаниями. Оба следователя покинули страну нелегально, сначала прибыв в Европу, предположительно - в Австрию, откуда, по некоторым данным, их вывезут в США.
Причем один из беглецов входил в созданную по указу президента Лукашенко следственную группу, которая занимается расследованием громких уголовных дел, в том числе делом Завадского. Но и кроме Завадского тайной окутаны исчезновения экс-главы Центризбиркома Виктора Гончара, его друга, бизнесмена Анатолия Красовского, и экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко.
На основании показаний беглецов выстраивается худшая из возможных версий - в Белоруссии, возможно, действительно существует специальная группа киллеров, получающая заказы с самого верха. "Эскадрон смерти", по данным бежавших из страны следователей, убил уже 31 человека. Большинство трупов, согласно их версии, закопаны в свежие могилы Северного кладбища столицы. Среди них и тело оператора ОРТ Дмитрия Завадского. Этот способ - прятать мертвых среди мертвых - давний прием, позаимствованный у мафии. Причем схема убийства первоначально отрабатывалась именно на криминальных авторитетах.
Несколько лет назад "МК" писал о том, что в Белоруссии таинственным образом исчез вор в законе Владимир Клещ по прозвищу Щавлик. Тогда действительно тень подозрения пала на силовиков, так как в криминальном мире расправляются с неугодными иным способом. К примеру, если авторитет заказан своими, то обычно родственникам присылают записку или вещи убитого. Щавлика же похитили, когда он выходил из машины возле своего дома, и больше ни его, ни труп никто не видел. Кстати, это очень напоминает ситуацию с исчезновением министра МВД Юрия Захаренко, а позже и Димы Завадского. Таким же загадочным способом бесследно исчез авторитет Мамонтенок. В видеопризнании указывается, что именно на них опробовалась схема "идеального убийства". Идеального - потому что шума по поводу пропажи воров в законе никто не поднял, а потому схему посчитали идеальной и "эскадрону смерти" стали поручать более серьезные политические заказы.
На видеокассете названы фамилии высоких чиновников, причастных к этому, в том числе ближайшее силовое окружение президента. Если верить бежавшим следователям, когда разрабатывали Игнатовича, бывшего офицера спецподразделения "Алмаз", официально обвиняемого в убийстве Завадского, всплыло имя руководителя другого спецподразделения МВД - СОБР - Дмитрия Павлюченко, который был арестован и помещен в изолятор КГБ, где его лично допрашивал генпрокурор Божелко, впоследствии снятый Лукашенко. Задержанный якобы сообщил, что Завадский закопан в районе Северного кладбища Минска. Именно тогда Божелко написал запрос на имя генпрокурора России Устинова с просьбой предоставить специалистов и технику для отыскания трупов в земле, поскольку в Белоруссии такой техники нет. Письмо было отправлено в 20-х числах ноября прошлого года. Сразу после этого, 27 ноября, указом Лукашенко снимает с должностей генпрокурора Божелко и главу КГБ Мацкевича. А следом летит бумага в Москву на имя того же Устинова: мол, была ложная тревога и необходимость по отыскиванию трупов в земле отпала.
Ко всему прочему благодаря видеопризнанию всплыла любопытная подробность. Оказывается, в спецслужбах Белоруссии существует пистолет, который невозможно идентифицировать. Как рассказал бывший следователь, а теперь политэмигрант Олег Случек, ссылаясь на источники в ГБ, с помощью этого оружия в республике приводятся в исполнение смертные приговоры. Ствол выдавался на один-два дня "эскадрону смерти", а затем, после выполнения заказа, возвращался на место.
Другой беглец - следователь Дмитрий Петрушкевич. Отправляясь в политэмиграцию, он предусмотрительно прихватил с собой копии материалов уголовного дела, заключение экспертиз, постановление о задержании Дмитрия Павлюченко и другие документы.
Несомненно, восполнить кое-какие пробелы в этой истории мог бы отправленный в отставку генеральный прокурор Олег Божелко, которому, безусловно, очень многое известно. По некоторой информации, он давно покинул республику и отсиживается на Украине. Поговаривают, что ему совсем не хочется делить с кем бы то ни было ответственность за экстраординарные политические "госзаказы". "