При наведении порядка в МВД министр Борис Грызлов, будучи человеком неконфликтным, скорее всего, встанет над схваткой. А всю грязную работу сделают его заместители с Лубянки.
"По "географическому признаку"
Если во времена ельцинского президентства людей выбирали во власть исключительно по принципу личной преданности, то у преемника Ельцина времени на проверку в обрез. А потому при новых кадровых назначениях чекист и питерец Владимир Путин исходит исключительно из места работы или жительства человека: если тот или иной кандидат на высокую должность с Лубянки или из Питера, это и есть главные "знаки качества".
В числе прочих "географический признак" наверняка определил и карьерный взлет нынешнего министра внутренних дел Бориса Грызлова. Действительно, еще два-три месяца назад вряд ли кто мог прогнозировать его назначение на эту должность. Вот уж от чего, а от милицейской работы инженер-электротехник, профсоюзный деятель заводского масштаба, глава внешнеторговой фирмы при заводе "Электронприбор" и Межрегионального фонда развития делового сотрудничества всегда был далек. Но партия власти сказала: "Надо!" - и Грызлов ответил: "Есть!"
Высокопоставленный собеседник "Профиля" в Думе рассказывает: "Накануне назначения Грызлова министром президент собрал руководителей думских фракций у себя в Кремле - всего было девять человек. Наряду с другими вопросами там обсуждалась борьба с преступностью. Путин тогда сказал: "Ну давайте поставим гражданского министра внутренних дел, например, Грызлова". Все весело засмеялись: ха-ха-ха... А на следующий день Грызлов был назначен министром внутренних дел. Вот тебе и ха-ха-ха".
Позже Путин, представляя Грызлова в новой должности, сам признал его политическим назначенцем. "И сразу стало ясно,- заявил тогда Агентству военных новостей крупный чин московской милиции,- президент направляет в МВД своего политкомиссара. Надо быть готовым к тому, что Грызлов начнет преобразование наших структур по уже продуманному президентом плану".
Действительно, самому Борису Грызлову, не искушенному в милицейских делах, двух месяцев не хватило бы даже для того, чтобы понять, что представляет собой его гигантское ведомство. Тем более чтобы подготовить программу реформирования. Но факт налицо: президентский указ о структурной реформе МВД уже подписан.
Сами мы люди не местные
Собственно милицейская реформа особым изыском не отличается. Она (что характерно для нынешнего хозяина Кремля) основана на возвращении к проверенным временем советским принципам централизации и единоначалия и четко ориентирована на выстраивание все той же эффективной президентской вертикали.
Первое вполне понятно. В последние годы МВД расслоилось на множество параллельных структур, которые, дублируя функции, по сути, мешали друг другу работать. По признанию даже высокопоставленных чиновников МВД, они сами часто не могут понять, кто кому подчиняется и кто за что отвечает. К примеру, в структуре управления правоохранительными органами субъектов Федерации сейчас существуют три вертикали. Первая: МВД - управления внутренних дел субъектов Федерации. Вторая: Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) - региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). И наконец, третья: Федеральный комитет криминальной милиции - службы криминальной милиции в регионах. Каждая структура сама себе голова, и, как с удивлением отмечал на первых порах Грызлов, подчас главный милицейский начальник области, края или республики (начальник УВД) не знает, чем занимается на подведомственной ему территории тот же РУБОП.
Структурно реформа МВД будет выглядеть так. В обновленный Федеральный комитет криминальной милиции (нечто вроде американского ФБР) войдут Главное управление по борьбе с оргпреступностью со всеми своими РУБОПами, Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП), Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН), Главное управление уголовного розыска, управление "Р" (по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий) и оперативные подразделения, обеспечивающие работу этих управлений. "Федералы", как видно из самих названий федеральных структур, возьмут на себя всю работу по серьезной уголовщине. В "местную" Службу общественной безопасности войдут ГУООП - Главное управление обеспечения общественного порядка (в их ответственности будут всякий мордобой и прочее хулиганство), а также Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), паспортно-визовая служба и Управление государственной противопожарной службы. И наконец, Служба тыла займется хозяйственной деятельностью.
В рамках реформы, кроме того, создаются Главные управления МВД по федеральным округам. Это нововведение призвано придать вес полномочным представителям президента РФ в федеральных округах и, соответственно, уменьшить административные возможности губернаторов. Заметим, что Владимир Путин последовательно изымает полномочия и реальные рычаги власти у региональных лидеров и переадресует их своим полпредам. Появление между МВД РФ и 89-ю МВД, ГУВД и УВД субъектов Федерации еще семи (по числу федеральных округов) центров управления, по расчетам Кремля, укрепит единую вертикаль власти. Начальники этих управлений (звание по должности - генерал-полковник) будут назначаться президентом и подчиняться непосредственно министру внутренних дел. Конкретная задача управлений - координация органов МВД субъектов Федерации, сбор и анализ информации, связанной с оргпреступностью.
Своими указами президент отныне лично будет назначать и начальников региональных УВД (специально для этого в Госдуме была принята поправка к закону "о милиции"), что тоже ослабит губернаторов, без согласия которых раньше нельзя было ставить милицейских начальников. За региональными лидерами сохраняется лишь возможность влиять на назначение начальников Служб общественной безопасности, которые остаются под "местным" контролем.
Милиция общественной опасности
Между тем, по мнению старых службистов из милицейского ведомства, "переподчинить, слить и разлить" - само по себе дело нехитрое. Во всяком случае, при Ельцине не раз таким образом перелопачивалась госбезопасность - во многом из-за неприязни прежнего российского президента к Лубянке, испортившей ему в конце 80-х - начале 90-х немало крови. А потому всю свою нерастраченную любовь к сыскной службе Ельцин направил на МВД, усилив это ведомство внутренними войсками в пику Министерству обороны, которому Ельцин также доверял с большой опаской.
В результате именно МВД при Ельцине стало главной надеждой и опорой власти - за это, например, в отличие от армии, там вовремя платили зарплату, облегчили работу, разрешив задерживать "до выяснения" не на трое, а на тридцать суток, и не дергали "реформами", как те же армию и упомянутую госбезопасность.
Особое отношение власти к милиции привело, кроме прочего, к тому, что сегодня многочисленные социологические опросы свидетельствуют: большинство граждан России больше боятся не бандитов, а милиции. И не потому, что эти граждане не в ладах с законом и ментов на дух не переносят. Скорее, наоборот. Просто бандиты в милицейской форме давно уже создали соответствующую репутацию своему ведомству, затмив в глазах обывателя тех сотрудников МВД, которые нормально делают свое дело. Даже в самом министерстве признают, что слишком многие милиционеры предпочитают не за порядком следить, а подобно заправским рэкетирам обирать бабок, торгующих в подземных переходах (причем настоящие рэкетиры этим чаще всего брезгуют, а может, просто не выдержали конкуренции с милицией). Признают в МВД и то, что во многих регионах страны орудуют чисто милицейские банды, что предприниматели вынуждены работать под соответствующей "крышей". Частично под "приглядом" милиции находятся такие доходные промыслы, как проституция и наркоторговля. А милицейские генералы, как сообщил тележурналист Андрей Караулов в программе "Момент истины", владеют ресторанами и прочими коммерческими заведениями.
Между тем перед Владимиром Путиным, затеявшим реформу МВД, стоит не одна, а сразу две задачи. Он не только задумал прекратить милицейскую криминальную вольницу - он нуждается в полицейской силе, абсолютно преданной высшей власти.
Прежнего министра Владимира Рушайло к числу верных путинцев при всем желании отнести нельзя. Рушайло - выдвиженец "семьи" первого президента страны Бориса Ельцина, весьма близкий к бывшему "серому кардиналу" Кремля Борису Березовскому. Поэтому президент предпочел поискать для МВД более надежного человека.
Песня остается с человеком
Увы, такого верного и близкого соратника, как Сергей Иванов, возглавивший Министерство обороны, для МВД у президента не нашлось. Грызлов верность свою пока успел доказать только в партийном строительстве, "построив" под Путина вверенное ему "Единство".
Собеседник "Профиля" на Старой площади: "Грызлов - человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте. В свое время один телеведущий, занимавшийся строительством прокремлевского "Единства", узнав о назначении Грызлова руководителем фракции "медведей" в Думе, долго не мог вспомнить его внешность".
Однако именно незаметность и отсутствие даже малейшего намека на желание быть самостоятельным политиком сыграли Грызлову на пользу. Он стал своеобразным символом новой Думы: четко выполнял все указания из Кремля, депутаты его фракции голосовали дружно, а те, кто был недоволен таким порядком, изгонялись Грызловым из фракции. Во всяком случае, примкнувший к "Единству" Владимир Рыжков мгновенно вылетел, как только дал несколько интервью, где заявил о своем несогласии с генеральной линией "медведей".
Что, впрочем, не мешало Борису Грызлову быть обаятельным человеком на внутренних тусовках своей фракции. Рассказывают, что, когда праздновали день рождения заместителя руководителя аппарата фракции Юрия Шувалова, кстати, тоже питерца, Грызлов с большим удовольствием и очень сердечно исполнял под гитару студенческие песни. И все же министерский портфель достался ему не за пение.
Геннадий Райков, руководитель депутатской группы "Народный депутат": "Грызлову досталась нелегкая фракция (в "Единстве" достаточно одномандатников, которые вынуждены считаться с мнением своих губернаторов), и тем не менее он сумел провести очень нужные президенту законы о государственной символике и об укреплении вертикали власти".
Продолжает собеседник "Профиля" в президентской администрации: "Когда возникла щепетильная ситуация в Думе по поводу затеянного коммунистами вотума недоверия правительству, Грызлов выполнил приказ руководителя президентской администрации Александра Волошина и, находясь в Германии, заявил, что "Единство" проголосует за недоверие правительству (чтобы поставить коммунистов перед угрозой роспуска Думы.- "Профиль"). Однако, вернувшись в Москву, он тут же встретился с Путиным и доложил ему о своем несогласии с комбинацией Волошина касательно роспуска Думы. То есть Грызлов в этом случае четко действовал по воинскому уставу: он должен был выполнить приказ вышестоящего начальника, а дальше обжаловать его по команде. Что он и сделал, чем снискал особое расположение Путина, и эти действия Грызлова оказались похлеще любой подковерной интриги. Тогда в личной беседе президент якобы заявил, что приказ идти на роспуск Думы он не отдавал, что инициатива исходила исключительно от Волошина, и предложил Грызлову подумать о назначении министром внутренних дел".
"Медведь" на воеводстве
Говорят, что с тех пор дверь в кабинет российского президента для Бориса Грызлова всегда открыта, а потому на министерском посту ему удается не только решать сугубо милицейские вопросы, но и не оставлять без присмотра думских "медведей" - некоторые из которых почти каждый четверг приезжают в Белый дом на заседание правительства, чтобы рассказать о наболевшем или попросить помощи у своего бывшего руководителя. Во всяком случае, как утверждают аппаратчики со Старой площади, Грызлову порой удается "решать вопросы", минуя (страшно сказать!) президентскую администрацию.
Так или иначе, назначив своего нового любимчика на МВД, Путин, похоже, решил проверить его в настоящем деле. А чтобы процесс шел вернее, Грызлову, по законам нынешней кадровой политики Кремля, приданы люди из кадрового резерва Лубянки. Они и присмотрят в случае чего, и в профессиональных тонкостях помогут разобраться.
Пожалуй, главным смотрящим (или присматривающим - кому как нравится) в милицейском ведомстве будет бывший генерал-майор ФСБ Константин Ромодановский, назначенный начальником Управления собственной безопасности МВД (занимается внутренними расследованиями и чисткой рядов). В борьбе с милицейской коррупцией и произволом ему призван помочь бывший замдиректора ФСБ по кадрам, а ныне - главный кадровик МВД генерал-полковник Евгений Соловьев.
У этих товарищей не забалуешь. С теми в МВД, кто не лоялен Путину, эти спецы быстро разберутся. Но сумеют ли они "цивилизовать" милицейское ведомство - на сей счет уже есть разные комментарии, в основном пессимистического свойства.
Но вот мнение высокопоставленного собеседника "Профиля" в МВД: "Грызлову перестраивать МВД легче: он не работал до этого в милицейских структурах, у него нет к МВД личностного и корпоративного отношения. Поэтому он психологически готов разрезать его, как хирург, совершенно спокойно на разные части - у него не дрогнет рука. Пока же его первые шаги на посту министра обнадеживают. Во-первых, он очень хорошо и на редкость профессионально провел первое селекторное совещание, чем вызвал приятное удивление у начальников территориальных органов. Во-вторых, расположил к себе средние милицейские чины, приняв участие в футбольном матче, состоявшемся две недели назад, где Борис Вячеславович играл за центральный аппарат МВД против сборной команды московской академии МВД. Академия, правда, матч выиграла, зато министр получил дополнительные аппаратные очки, бегая за мячом наравне с майорами и подполковниками своего ведомства".
Без "доклада" не входить
Не исключено, что при наведении порядка в МВД Грызлов, будучи по своему складу человеком неконфликтным, встанет над схваткой. Всю же грязную работу сделают упомянутые "лубянские" заместители. А учитывая то, что они, как кадровые чекисты, в курсе происходящего (знают, из какого высокого милицейского чина какие конкретно деньги надо вытаскивать), то "информационных поводов" для пресечения милицейского беспредела окажется достаточно. При этом вряд ли стоит ожидать обилия громких арестов и уголовных дел. По мнению собеседника "Профиля" в ФСБ, это будет похоже на происходившее в Японии в 1945 году: "Тогда, после войны, полиция этой страны была чрезмерно коррумпирована, и навести порядок считалось делом невыполнимым. Однако американский генерал Макартур, осуществлявший в то время режим оккупации на территории Японии, сменил личный состав японской полиции трижды, и японская мафия "якудза", борьба с которой велась почти пять лет, потеряв полицейское прикрытие, в конце концов вынуждена была притихнуть".
Кроме того, для большего порядка МВД будет поставлено под непосредственный контроль Лубянки. Назначение Грызлова, которое Путин, как было сказано, назвал политическим, лишнее тому подтверждение. "Политическое" еще и потому, что, учитывая взаимную нелюбовь милиции и госбезопасности, привести к милиционерам на пост министра конкретного чекиста было бы слишком. Через Грызлова же можно не только ретранслировать волю Лубянки, но и постепенно "отжимать" милицейских генералов, отдавая их кресла своим людям, как это уже произошло с назначениями Ромодановского и Соловьева.
Так что задуманная милицейская вертикаль, скорее всего, будет построена. Пусть она не станет такой же жесткой, как в советские времена, но во всяком случае не будет и происшествий, когда после московских событий осени 1993 года из Москвы приехали арестовывать одного губернатора, а он разоружил оперов и отправил их восвояси, еще и послав им вслед самолетом отнятые автоматы.
А пока новый министр на одном из последних думских заседаний попросил для своего ведомства еще денег. Тут впору привести анекдот, рассказанный депутатом Думы Виктором Илюхиным: "Лейтенант ГИБДД стоит на посту. Видит: на большой скорости с нарушением правил движется машина. Он думает: "А вот сейчас остановлю и ошкурю". Остановил. Подходит. Дверца открывается, а там сам начальник ГИБДД. Лейтенант глаза выпучил: "Товарищ генерал, разрешите доложить!" Генерал отворачивает полу кителя и говорит: "Докладывай". "