Александр Сабадаш, или, как его называют соратники, Саша Большой, похоже, потерпел самое сокрушительное поражение за последнее десятилетие. С начала девяностых оборотистый курсант военно-морского училища стремился в стан новоявленных олигархов. Путь был тернист. Сперва - торговля шашлыками у стен Петропавловки. Где, думается, будущему воротиле добрую службу сослужили занятия боксом. Затем - импорт водки. Мелкими партиями. Через финскую границу, на которой фуры простаивали сутками. Наконец - переезд в заокеанье, успешные знакомства с американскими предпринимателями и продолжение алкогольного бизнеса на родине, в Петербурге.
Со временем Сашу Большого причислили к легендам уже другого, банкротного бизнеса. Потому как, судя по высказываниям специалистов, никто не мог столь грациозно надувать «мыльные пузыри» из погрязших в нищете предприятий. Говорят, именно способность убеждать солидных покупателей, что приобретают они оздоровленное умелой сабадашевской рукой имущество, вывела бывшего курсанта в люди.
Хотя, вероятно, справедлива и иная версия обогащения Александра Витальевича. Алкоголь - вот та сила, которая привела торговца шашлыками к сегодняшнему могуществу. Ныне империя Сабадаша складывается из карманного коммерческого банка, водочного завода с известным брендом, скандального целлюлозно-бумажного комбината и прочего, менее рентабельного бизнеса. Среди которого нашлось место и проекту алюминиевого производства, ловко замаскированному под переработку вторичного легкого металла, и вероятному участию в торговле нефтепродуктами, и даже политической деятельности.
Впрочем, с последней у Александра Сабадаша вышла полная промашка. Четыре года назад вместе с Сашей Маленьким и временным союзником Алексеем Шмаргуненко он, о чем едва не в открытую говорят осведомленные люди, посадил на царство в Ленинградской области Валерия Сердюкова. Есть мнение, что Валерий Павлович обошелся спонсорам в четыре миллиона «зеленых», потому долгое время был «смирный, как овец», и якобы позволял творить политинвесторам в своей вотчине все, что только им заблагорассудится. Но пару лет назад Большой разошелся с Маленьким, который, обидевшись на весь белый свет, отправился завоевывать Москву. А прошлым летом попытался «кинуть» Сабадаша и былой друг Шмаргуненко, практически переоформив на себя совместную собственность.
Нет, вряд ли осмелился бы Алексей пойти против водочного магната, будь вместе с тем Саша Маленький, ныне известный как директор Московского монетного двора Александр Белецкий. Однако крепкий клин между тезками вбил выписанный из Америки топ-менеджер Гарри. Гарри, предпочитающий именоваться на русский манер Юрием Иткиным, оставив в Новом Свете семью, привнес в сабадашевский бизнес акцент настоящего янки и сделал все, чтобы отстранить Маленького от руководства финансовыми потоками. К позапрошлому лету Иткин сосредоточил в своих руках большинство активов курсантской империи, успешно выжил Белецкого, начал ездить на уик-энды к родным за океан и полностью отказался от участия в сомнительных политических действах. Думается, именно тогда и решил соскочить Валерий Сердюков с водочного крючка.
А Саша Большой пер дальше. Под натиском Сабадаша пал Ненецкий автономный округ. С помощью доверенных лиц петербургскому магнату удалось не просто заиметь дополнительное влияние в сырьевом крае, но и, как говорят, поспособствовать победе на выборах Владимиру Бутову. Тому самому, за которым теперь постоянно охотится прокуратура. Даже близкие друзья Александра Витальевича оказались в замешательстве, когда узнали о желании Сабадаша занять кресло сенатора от Ненецкого автономного округа. Честно говоря, ненцы, относимые в политическом бомонде к традиционным «любителям огненной воды», повели себя в случае с избранием магната слишком последовательно. Можно сказать, вышли из-под контроля. Но на помощь Саше Большому пришел эпатажный Бутов и пропихнул благодетеля практически за кремлевскую стену.
Прошедшее лето ознаменовалось для Сабадаша большими передрягами. Сначала на водочного выскочку «не по-детски наехал» то ли ЛУКойл, то ли какой-то другой нефтяной концерн, имеющий серьезные интересы в ненецком крае. Затем его ослушался одиозный депутат Дамир Шадаев, по примеру Александра Витальевича ринувшийся в российский сенат, но уже от Ленинградской области. Беспомощный в политических интригах Гарри Иткин мало того что успел прослыть, как считают некоторые, человеком, не держащим слова, так и вовсе влез в областные выборы на стороне Вадима Густова.
В результате вконец оскорбленный Сердюков напыжился, а потом, похоже, начал рьяно лупцевать многочисленных сторонников Сабадаша в депутатском корпусе, Контрольно-счетной палате, среди руководителей районного звена. Противостояние осложнялось причастностью Саши Большого к смещению бывшего спикера областного ЗакСа Климова и замене пожилого предводителя законотворцев на молодцеватого Кирилла Полякова. Таким образом водочный дух проник на территорию областного правительства и стал последовательно валить с ног нерешительных сподвижников Валерия Павловича.
Падение десятилетней бизнес-цитадели свершилось в воскресенье, 21 сентября 2003 года. Вопреки прогнозам придворных сабадашевских прорицателей, спонсируемых (судя по намекам в политбомонде) народных избранников и постоянно финансируемых СМИ, поддерживаемый носителем американского акцента Густов с треском провалился, не сумев удовлетворить свои притязания на пост губернатора Ленинградской области.
Не исключено, что в самое ближайшее время в этом регионе произойдет жесточайший передел сфер влияния. Проигрыш нынешнего водочного ставленника с радостью воспримет конкурент Сабадаша в алюминиевом бизнесе - Алексей Шмаргуненко. После избрания депутатом областного парламента супруги опального Шадаева Ирины зреет явная оппозиция Саше Большому среди представителей законодательной власти. Вслед за исключением людей Александра Витальевича из «Единой России» и недавним выступлением на съезде этой партии Владимира Путина, по всей вероятности, начнется активная «зачистка» водочников по всему политическому спектру.
Масла в огонь непременно подольет и губернатор-победитель. Не видать теперь, скорее всего, Сабадашу ни строительства завода во Всеволожске, ни преференций в отношении Выборгского ЦБК, ни отслеживания бюджетных трат в Контрольно-счетной палате.
А тут еще нефтяники, не желающие мириться с присутствием водочного магната в Ненецком автономном округе. По некоторым сведениям, в Москве уже зреют планы по выдавливанию Сабадаша из сенаторского кресла, а потом и расчленению его империи. Во всяком случае, с выходом на рынок алкогольной продукции калининградской водки «Славянка» позиции петербургского воротилы окажутся под ударом. Особенно учитывая, что Сабадаш прощается с элитным «Русским стандартом», а огромные рекламные расходы, вложенные в раскрутку торговой марки «Дипломат», как говорят специалисты, пока себя не оправдали.
Что ж, не каждому Гарри доведется услышать в России звон фанфар. И не каждому Саше, осмелившемуся играть в олигарха, выпадает фарт избирать губернаторов. Похоже, в выигрыше оказался лишь Александр Белецкий, еще год назад в резкой форме отказавшийся от участия в каких-либо выборах в Петербурге и Ленинградской области. У него теперь московские фишки... "