"Формирование третьей по величине алюминиевой компании в мире невозможно. Причина в том, что российские алюминиевые магнаты Дерипаска, Абрамович и Вексельберг -- слишком разные люди.
Олег Дерипаска, возможно, остался единственным владельцем "Русского алюминия". Слухи о том, что второй акционер металлургического холдинга, Роман Абрамович, ищет покупателя на свои 50% акций "РусАла", циркулируют еще с начала года. На прошлой неделе появилась информация о том, что длительные поиски Абрамовича завершились -- чукотский губернатор продает свою долю в холдинге с ориентировочной стоимостью $6 млрд. опять-таки Дерипаске. По подсчетам аналитиков, за алюминиевые акции Абрамович может выручить $2,5--3 млрд.
В состав "РусАла" входят Красноярский, Братский, Саянский и Новокузнецкий алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный и Самарский металлургический комбинаты. Годовой объем производства холдинга -- 2,48 млн. тонн алюминия. Для сравнения: американская Alcoa -- мировой лидер в производстве первичного алюминия -- производит около 3,4 млн. тонн в год. Если сделка действительно состоится, Абрамович получит неплохой доход. 3 года назад Лев Черной продал Абрамовичу пакеты заводов за $500 млн.
Богатый идеалист
Участники обсуждаемой сделки по поводу смены акционеров "РусАла" хранят полное молчание. Правда, анонимный источник из окружения Абрамовича уверил информагентства, что решение о продаже "РусАла" пока не принято. В этом же духе высказалась пресс-служба "Базового элемента" (еще одна компания, подконтрольная Дерипаске). Но если Абрамович с российским алюминиевым бизнесом пока и не распрощался, то, видимо, это произойдет в ближайшее время. В текущем году губернатор Чукотки достаточно последовательно расстается с российской собственностью. Акции "Аэрофлота" (26%) управляющая компания Абрамовича Millhouse Capital продала Национальному резервному банку, а контрольный пакет акций "Сибнефти" купили за $3 млрд. акционеры ЮКОСа. Этой весной ходили также слухи, что Абрамович собирается продать свои 37,5% в капитале "Руспромавто". Правда, Millhouse Capital не столь давно приобрела фармацевтическую компанию ICN Russia, но, очевидно, это была венчурная сделка для дальнейшей перепродажи. Сам Абрамович, прогубернаторствовав пару лет на Чукотке, так и не построил там город-сад. Говорят, миллиардер вынашивал идеалистические планы по превращению избравшего его народа в людей будущего -- однако ему так и не удалось вручить чукчам в руки удочку, и малочисленные подопечные Абрамовича упорно воспринимали губернатора в качестве бесплатной кормушки.
Не преуспев в социальном переустройстве Чукотки, Абрамович нашел новое увлечение -- популярные виды спорта. Но на этот раз с безнадежными отечественными футбольными командами бизнесмен связываться не захотел и предпочел купить английский Chelsea. А на прошлой неделе канадская газета Vancouver Sun рассказала, что Абрамович звонил владельцу клуба НХЛ Vancouver Canucks Джону Маккоу и расспрашивал, нельзя ли приобрести команду. Конечно, затраты на приобретение футбольных и хоккейных клубов, даже очень дорогих, несопоставимы с масштабом доходов, которые Абрамович выручит от продажи российских нефтяных, металлургических и автомобильных активов. Это несоответствие очень пугает деловые круги, которые склонны воспринимать уход Абрамовича из российского бизнеса почти панически. Многие считают, что действия хорошо информированного о состоянии дел в Кремле предпринимателя напоминают бегство -- Абрамович не хочет подобно главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому попасть под пресс силового крыла власти.
Несгибаемый прагматик
Любопытно, что предполагаемый покупатель акций "РусАла" -- Олег Дерипаска -- тоже российский миллиардер, которого почему-то неприятная история с ЮКОСом совсем не смущает. По слухам, до последнего времени претендентов на акции Абрамовича в "РусАле" было двое. Кроме Дерипаски алюминиевым холдингом очень интересовался совладелец ВР-ТНК и алюминиевой компании "СУАЛ Холдинг" Виктор Вексельберг. После того как Вексельберг продал часть акций ТНК англо-американской ВР, у бизнесмена скопилось немало финансовых ресурсов. Поэтому он считался более предпочтительным претендентом на 50% акций "РусАла". Кроме того, объединенные активы "РусАла" и СУАЛа (3,3 млн. тонн алюминия в год) вывели бы новую компанию на третье место в мировом рейтинге производителей алюминия после Alcoa и китайской Chalco (3,4 млн. тонн в год)
Но в итоге Абрамович, похоже, предпочел Дерипаску. В этой истории много неясного, например откуда у Дерипаски возьмутся деньги на приобретение стоимостью $3 млрд. За последнее время предприниматель не только не продавал никаких активов из своей промышленной империи, но и изрядно потратился, в том числе на "лесную войну" с "Илим Палпом". Если компаниям Дерипаски удастся обыграть "Норильский никель" в борьбе за крупнейшее российское золотое месторождение Сухой лог, на его освоение тоже придется потратить немалые деньги -- как минимум $300--400 млн. Дерипаска не был замечен и в получении крупных дивидендов (это еще одна распространенная схема вывода денег из компаний). Нет информации и о том, что аффилированные структуры бизнесмена занимали крупные суммы в российских и западных банках. Существуют предположения, будто Дерипаска может выкупить акции "РусАла" в рассрочку, правда, при этом непонятно, чем такая схема могла воодушевить Абрамовича, ведь Вексельберг предлагает живые деньги. По еще одной версии, Дерипаска мог получить преимущество потому, что на момент формирования "РусАла" между его акционерами было заключено соглашение о приоритетном праве выкупа акций.
Мастер компромисса
Что же касается оставшегося третьим лишним в тандеме "Дерипаска--Абрамович" Вексельберга, то нельзя исключать, что шансы на пакет акций "РусАла" у него еще остаются. Получить их он теоретически может из рук Дерипаски -- в обмен на политические услуги.
Говорят, в последнее время СУАЛ активно поддерживает политические начинания Дерипаски в Иркутской области. Недавно там разыгрался скандал с изменением областного устава таким образом, чтобы лояльный к "РусАлу" губернатор Борис Говорин смог баллотироваться на третий срок. Спикер Законодательного собрания Сергей Шишкин намеревался сам идти в губернаторы и потому яростно сопротивлялся попыткам изменить областное законодательство "под Говорина". Часть депутатов решила отправить в отставку самого Шишкина, но им не хватило двух голосов. Поучаствовать в дебатах прилетели представители "РусАла" и СУАЛа, которые продемонстрировали удивительное единство интересов.
Ранее СУАЛ, в отличие от людей Дерипаски, никогда в острых политических конфликтах не светился. По некоторым предположениям, ходить под руку с Дерипаской Вексельбергу приходится как раз из-за возможных переговоров о покупке акций "РусАла". Похоже, совладелец СУАЛа -- один из немногих предпринимателей, который сумел найти с амбициозным Дерипаской общий язык. Однако на данный момент перспективы СУАЛа в отношении вхождения в число акционеров "РусАла" остаются неясными -- не факт, что Дерипаска захочет делиться собственностью. Поэтому компании Вексельберга пока скупают менее масштабные металлургические активы. Недавно появились предположения, что инвестиционный фонд Russian Growth Found продает 50,3% акций Соликамского магниевого завода, а конечным покупателем пакета называют компании Вексельберга. Правда, доходы от не очень прибыльного СМЗ даже меньше, чем от приличного футбольного клуба."