"Выборы питерского губернатора приобрели подлинно захватывающий, интересный характер
Виновата погода?
Городские и федеральные СМИ попали впросак. В понедельник они вышли с сообщениями на первых полосах о победе В. Матвиенко на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге. Журналисты ряда изданий, услышав о результатах «экзит-пулов» (опросов на выходах из избирательных участков), помчались в свои редакции. Экзит-пулы показывали: 50,7% в пользу полпреда. Однако социологи, если они добросовестные, всегда дают справку о возможной погрешности в 1,5-2%. Вот этого журналисты федеральных изданий не услышали, умчавшись давать информацию в свои редакции.
Но, впрочем, самым неожиданным фактом для всех участников выборов стала низкая явка - самая низкая за все время выборов в Санкт-Петербурге. Здесь можно строить разные предположения. Возможно, виновата слишком хорошая погода. Одни люди уехали за город, а другие не приехали в город. И хотя руководители садоводческих хозяйств по телевизору громко призывали идти к урнам, их призыв не был услышан. Погода действительно влияет на выборы. В начале 60-х годов в Англии на выборах в парламент должны были победить консерваторы. Но не победили. Как раз из-за погоды. Дело в том, что все социологические службы давали прогнозы такой победы. Но в самый день выборов на Англию обрушился ливень. По странному стечению обстоятельств он шел над страной как раз в часы голосования. И сторонники консерваторов, уверенные в своей победе, из домов не вышли. А меньшинство, предпочитающее лейбористов, оказалось поактивнее. И вот при подсчете голосов ситуация оказалась прямо противоположной той, что ожидалась. Лейбористы сенсационно победили.
Так, полагаю, и в нашем случае: хорошая погода расхолодила намерения тех, кто собирался голосовать за Матвиенко. Что ж, ее штабу стоит задуматься над главной проблемой избирательных кампаний вообще: над мобилизацией сторонников, над тем, чтобы они пришли к избирательным урнам. Впрочем, над тем же должны думать политтехнологи другого кандидата - Марковой.
Время строить союзы
Теперь ситуация станет более прозрачной. К примеру, если до 21 сентября кандидаты могли свалить вину за издание разного рода бесплатных газеток друг на друга, то теперь - вряд ли получится.
И что главное, теперь кандидаты, точнее - кандидатши, должны не просто излагать программы, а яростно бороться за голоса, за души людей. То есть - если в первом туре, как правило, политтехнологи делают акцент на «негативе», то второй тур строится совершенно иначе. Здесь главное - позитив.
Посмотрим - кто окажется привлекательнее в этом отношении. Другая особенность второго тура - необходимость строить коалиции. Иными словами: кому отойдут голоса тех избирателей, кто голосовал за кандидатов, занявших место «ниже второго». Хватит ли своих голосов? Или строить союзы? Вспомним: в 1996 году партия «Яблоко» во главе со своими вождями Артемьевым и Амосовым привела к власти Яковлева.
Если бы не этот альянс, возможно, нашим губернатором по сей день был бы именно Собчак. Посмотрим, за кого призовет голосовать «Яблоко» своих сторонников нынче. Ясно также, что к Матвиенко отойдет часть голосов, отданных в первом туре и за других кандидатов. В этом смысле можно утверждать, что трехкратное превосходство, завоеванное в первом туре, не отыгрывается вторым «неудачником» на финальной стадии. Тем не менее ясно, что второй тур должен многое проявить: например - какие силы за кем стоят. Ясно, что за Матвиенко стоит Путин - он это дал понять весьма недвусмысленно. А вот кто из элиты, из богатых, состоятельных людей поддерживает Маркову? Пока не понятно. Сама она об этом не говорит. Или вот: Маркова, как известно, судится по вопросу о том, законно ли Путин поддержал по ТВ Матвиенко. Но ей можно задать вопрос: почему она не судится с Яковлевым, выступившим по ТВ в поддержку Матвиенко?
Есть что корректировать в своей работе и штабу Матвиенко. В частности то, что называется «работой с улицей», то есть пикеты, уличную агитацию, работу «от двери к двери» и т. п. Пусть задумаются, если хотят победить.
Вполне возможно, что этих условий - выстраивания альянсов и работы «с улицей» - окажется достаточно. Если не случится массового сброса материалов, которые относятся к разряду «черного пиара».
Вообще-то милиция впервые за все время выборов «накрыла» типографии, где печатались избирательные фальшивки, а также склады, где они хранились. Но этих усилий оказалось явно недостаточно. «Черный пиар» все же процветал. Разного рода бесплатные газеты, агитировавшие «против всех», стали примером такого хорошо оплачиваемого «черного и серого» пиара.
Повторю - главное в том, что при десяти кандидатах дела «черных пиарщиков» можно было приписать кому угодно, даже реально невиновному. При двух кандидатах - это сделать невозможно. Все слишком быстро вылезет наружу.
В любом случае можно сказать, что выборы приобрели подлинно захватывающий, интересный характер. В город начинают стекаться иностранные журналисты, аналитики, наблюдатели. Это показатель того, насколько высоки ставки в этой игре."