В ходе международного скандала, связанного с арестом российского нефтеналивного танкера "Волгонефть", обнаружились шокирующие факты, которые могут стать причиной очередного правительственного кризиса в России. Выясняется, что истинным заказчиком контрабандного рейса был министр путей сообщения Николай Аксененко.
"Вкратце напомним хронологию этого скандала. Итак, 3 февраля корабль ВМС США Monterey остановил у берегов ОАЭ танкер "Волгонефть". Американцы утверждали, что российское судно в нарушение санкций ООН перевозит иракскую нефть. Одновременно источник в Пентагоне сообщил телекомпании NBC, что в Персидском заливе находятся два танкера под российским флагом -"Волгонефть" и "СФАТ", за которыми велось наблюдение в течение двух недель. "СФАТ" по каким-то причинам преследовать не стали.
Вечером того же дня глава Минтранса Сергей Франк категорически опроверг обвинения американской стороны. "И речи быть не может о том, что танкер "Волгонефть" перевозил иракскую нефть", - передало его слова РИА "Новости". Франк подтвердил, что танкер "Волгонефть-147" был зафрахтован компанией "Совфрахт", которую он считает "солидной организацией".
Поздно вечером в пятницу министр иностранных дел России Игорь Иванов обсудил ситуацию вокруг танкера с госсекретарем США Мадлен Олбрайт. 7 февраля официальный представитель США сообщил, что анализ проб нефти, взятых в российском танкере, полностью подтверждает обвинения в нарушении международных санкций ООН. Американская сторона при этом дипломатично возложила всю вину на российскую частную компанию, зафрахтовавшую судно. В действительности Госдепартамент решил не раздувать скандал, ибо в нем замешаны представители кремлевской "Семьи", влияние которых на и.о. президента по-прежнему трудно переоценить.
Дело в том, что российские танкеры "Волгонефть" и "СФАТ" с контрабандной нефтью, за которыми полмесяца наблюдали из космоса американские спутники-шпионы, принадлежат совместной компании "СФАТ" и перевозят нефть по заказу этой же фирмы. А главными учредителями "СФАТ" являются Министерство путей сообщения России (40% акций), американская компания "Трасиско" (20%) и Европейский Банк Реконструкции и Развития (10%) (см. список учредителей фирмы "СФАТ")
"СФАТ" был преобразован в 1989 году из СП "Совфинамтранс". Изначально уставными задачами фирмы являлось "производство и аренда железнодорожных цистерн". Впоследствии "СФАТ", как и "Трансрейл", руководимый сыном Аксененко, взялась за перевозку нефти по железным дорогам. В 1996 году доходы "СФАТ" составили более 300 миллионов долларов. В 97-м произошел обвал: доходность предприятия сократилась вдвое. Спустя год ситуация только усугубилась.
В 1998 году новый министр путей сообщения Аксененко, пользуясь расположением олигархов Абрамовича и Березовского, решает распространить свое влияние на морские перевозки нефти. На судостроительном заводе "Красное Сормово" спешно размещаются заказы на строительство пяти танкеров.
7 мая 1999 года со стапелей "Красного Сормово" сходит первый танкер "СФАТ-01" типа "река-море". На торжественной церемонии говорилось, что судно будет ходить под российским флагом в северных морях, совершая каботажные рейсы по перевозке топлива между Данией, Швецией и Германией. На деле же получается, что в то же время Аксененко через доверенных лиц вел тайные переговоры с руководством Ирака о транспортировке контрабандной нефти?
Но не только очевидная выгода контрабандных сделок могла стать причиной того, что руководство МПС пошло на прямое нарушение международных соглашений. Легальный рынок морских перевозок нефти занят могущественными международными компаниями, тягаться с которыми было не под силу даже президентской "Семье".
По данным американского источника, "СФАТ" успел организовать всего около 40 рейсов танкеров с иракской нефтью. На этом, похоже, нефтяной бизнес "Семьи" в Персидском заливе прекратил свое существование. И американцы здесь не при чем. Рассказывают, что эта затея была обречена, поскольку спуску танкера на воду сопутствовала дурная примета. Разбить бутылку шампанского о борт корабля было поручено одному из руководителей "СФАТА". Незнакомый с морскими традициями железнодорожник смог завершить традиционный обряд лишь с пятой попытки. "