"Не перестаю удивляться тому, как взрослые, пожилые и старые дяди и тети, дедушки и бабушки наших дней уже много лет коршунами терзают, расклевывают судьбу Павлика Морозова, мальчика двенадцати лет, принявшего смерть мученика семьдесят с лишним лет назад.
Что надо писателю Дружникову, теперь уже американцу, преподавателю Калифорнийского университета, от Павлика? Что он вцепился в него бульдожьей хваткой, по всему миру треплет его имя, нарекает иудой, предателем и доносчиком? Если ему никак нельзя без символа предательства, то почему он выбрал для этого голодного пацана, не успевшего повидать в жизни ничего, кроме нищеты и жестокости?
А какое дело до Павлика некой Мауре Рейнольдс из далекой Америки, которая, подпевая Дружникову, обзывает мальчика хулиганом и бездельником и объясняет нам, что его убили не дед с бабкой, а чекисты.
Мне не понять, почему десятки и сотни людей, почитающих себя духовными и гуманными, на страницах газет и с экранов телевизоров походя, ни в чем не разобравшись, не вдумавшись и не вчувствовавшись, бросают в Павлика комья грязи, иронизируют над ним, острят, издеваются и потешаются - над мальчиком, которого убили семьдесят лет назад.
Я думаю, на такое способна лишь душа, слепая в своей ненависти, наглухо закрытая от сочувствия и сострадания. Я понимаю, можно патологически ненавидеть советскую власть, коммунистов, чекистов, но почему страсти-напасти классовых раздоров надо сваливать на беззащитного мальчика, сгинувшего в гражданской войне, которая не щадила и родную кровь? Чтобы излить свою ненависть, можно было бы найти матерого героя советской эпохи.
Простите, но теперь мне уже все равно, кто убил Павлика Морозова. Его убили. И я знаю: мальчик двенадцати лет вообще не мог сделать что-то такое, за что его "можно" убивать. Если дедушка и бабушка убивают внука - это трагедия, в которой не пристало искать правых и виноватых. А если Павлика убили чекисты, как предполагает Дружников, то значит, он ни в чем не виноват и никого не предавал. За что же его клеймить? В своей ненависти преподаватель Колумбийского университета не заметил, как сам себя опроверг.
Но, оказывается, дяди и тети, ополчившиеся на мертвого мальчика, пекутся о нашей нравственности. Как мы можем привить народу высокие нравственные принципы, вопрошают они, если нравственный образец для нас - человек, предавший своего отца?
Я не хочу впадать в пространные рассуждения о том, может ли сын донести на отца. В любом случае сыну не позавидуешь, если отец у него мерзавец. Ясно то, что кровная связь между сыном и отцом - одна из самых крепких. Однако все идеологии старались привязать к себе своих сторонников еще крепче. Коммунистическая идеология - не исключение. Как, впрочем, и христианская. "Я пришел разделить человека с отцом", - это сказал Иисус Христос. И он же сказал: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня".
Новость: Джордж Сорос дал 7000 долларов на реставрацию музея Павлика Морозова в деревне Герасимовка. Не знаю, что и сказать по этому поводу. Может быть, только одно: стыдно. "