"
Валентине Матвиенко не удалось взять Санкт-Петербург с первой попытки. Еще за день до голосования осечка казалась маловероятной, поскольку превосходство в силах и средствах, которыми располагала фаворитка питерских выборов, было во всех смыслах слова подавляющим. И прежде всего - подавляющим волю избирателей. Три месяца со всех трибун и экранов горожанам вдалбливали в голову, что альтернативы у них нет, не будет и быть не может, поэтому нечего выкаблучиваться - надо пойти и сразу выбрать Валентину Ивановну. Однако город блокадников выстоял. Из 3,5 миллиона питерских избирателей за Валентину Матвиенко в воскресенье проголосовали около 520 тысяч человек. То есть главный кандидат в градоначальники получил поддержку менее 15% горожан, имеющих право голоса. Этого оказалось достаточно для продолжения борьбы, но маловато для того, чтобы откупоривать шампанское.
Питерцы оставили Валентину Ивановну на второй тур, как двоечников оставляют на второй год. Это, безусловно, показной жест, хотя вряд ли он адресовался исключительно кандидату по фамилии Матвиенко. Результаты воскресного голосования в Северной столице - реакция горожан на "выборы без выбора", на бесстыдное насилие над их волей. Питерцы так ведь и не поняли, зачем надо было раньше времени менять градоначальника, почему не дали отработать положенный срок Владимиру Яковлеву. Горожане ничего такого не хотели и не просили, то была прихоть Москвы, "царский каприз", волеизъявление одного человека. Где-где, а в Петербурге прекрасно знали: Яковлева мордуют за то, что он победил Собчака, избирательной кампанией которого руководил нынешний президент России. Никаких более существенных прегрешений многочисленные московские инспекции в деятельности питерского губернатора найти не смогли. Поэтому принудительная отставка Яковлева воспринималась однозначно: Кремль расквитался со своим обидчиком. И на этом фоне появление Матвиенко (как, впрочем, и любого другого выдвиженца Москвы) выглядело заключительным актом монаршей мести.
В Москве, судя по всему, предполагали, что питерцы будут упорно сопротивляться навязанному им выбору, поэтому с самого начала кампании в действие были приведены все средства административного давления на электорат и конкурентов Матвиенко. Был использован даже чрезвычайный ресурс: сам президент Путин намекнул землякам, кого он хотел бы видеть их градоначальником. Кажется, это был уже перебор. В Питере и так никто не сомневался, что Матвиенко - креатура Путина, поэтому публичная демонстрация президентской поддержки выглядела избыточно бесцеремонно, это была попытка взять избирателя "на арапа". Теперь получалось: кто не проголосует за Матвиенко, тот против президента. Надумают горожане выбрать какого-нибудь другого губернатора - пусть знают, что жизни ему не будет.
Самый распространенный из русских народных способов сопротивления произволу властей - саботаж. В воскресенье "город трех революций" показал умение пользоваться и этим средством борьбы. Более 71% избирателей просто не пошли голосовать, а из тех, что пришли, 11% проголосовали "против всех". Так питерцы выразили протест против узурпации их права на свободный выбор. Владимир Путин, который хотел разделить с Матвиенко победу, теперь принужден делить с нею поражение.
Не исключено, что таким же образом аукнется и президентская поддержка партии "Единая Россия". Когда начальник страны нарушает закон, а граждане не имеют возможности привлечь его за это к суду, у них остается только один вариант достойного поведения - не участвовать в постыдной игре. Спикер питерского Законодательного собрания Вадим Тюльпанов, обиженный низкой явкой избирателей, сгоряча предложил впредь наказывать саботажников рублем. Он, видимо, не подумал, что ему уже сегодня пришлось бы оштрафовать 70% взрослого населения города. А скоро, судя по динамике посещаемости избирательных участков, впору будет представлять к орденам тех редких энтузиастов, что добредут до урны."