В администрации Тверской области воруют. Ни для кого не секрет: много лет подряд
"Губернатор Тверской области Владимир Платов - в центре скандала. На днях в его рабочем кабинете, на его квартире и на даче провели обыски. Ему намерены предъявить обвинение в хищении более 400 млн. рублей, но Платов, чтобы оттянуть неизбежное, срочно лег в больницу.
Обвинения касаются операции с векселями облигационного займа, выпущенными тверской администрацией год назад. Размещением облигаций, как выяснилось, занималась фирма, зарегистрированная на подставных лиц. В результате в областной бюджет не поступили миллионы. Один из заместителей Платова, Александр Котляр, в связи с этой аферой уже арестован.
Подробности дела еще предстоит изучить следствию, но уже сейчас мы можем утверждать: эта афера очень похожа на те схемы, которые давно обкатаны администрацией Платова. Схем было немало, а суть их сводилась к одному. Всякий раз, когда руководство области проводило ту или иную широкомасштабную акцию, из бюджета исчезали деньги. Вот наиболее нашумевшие истории.
ОПЕРАЦИЯ "ЧП"
В июле 2000 года администрация области заявила: жилищно-коммунальный комплекс не готов к зиме. Объявили чрезвычайное положение. Спустя год выяснилось, что ЧП объявлено необоснованно. Но зато благодаря ему был сформирован и исправно работал механизм для решения финансовых проблем "узкого круга лиц". Под флагом "чрезвычайщины" от беспроцентной ссуды для закупки топлива отрезали муниципальные власти - тех, кому, собственно, и предстояло отапливать города и поселки. Деньги сосредоточили в других руках - специально созданном департаменте госзаказа.
Естественно, что в условиях ЧП легко отменили конкурсы для поставщиков топлива. Руководство области само их выбирало и назначало. И вот итог. Контрольное управление Администрации президента обнаружило: цены, по которым назначенные фирмы поставили топливо, завышены на 50 процентов.
Проверка также установила: в договорах не указаны сроки поставок топлива, поставщикам в нарушение условий договора выплачивался аванс. В переводе с официального это означает: администрация области фактически выдала родственным фирмам беспроцентный кредит. Более того, эти поставщики "впарили" области не мазут, а нечто совсем иное. Судостроительно-судоремонтный завод, расположенный в Кимрах, например, получил топливо, которое, как оказалось, "при стандартных условиях не горит" - в мазуте 49 процентов воды.
Еще любопытная деталь: фактически поставщиком топлива была фирма "Шеврон", та самая, которая официально финансировала избирательные кампании нужных губернатору людей, а по некоторым сведениям - и кампанию самого губернатора Платова. (Не путать с американской "Chevron".)
В этой истории есть еще одна пикантная подробность. Около 250 тыс. долларов, полученных за поставленный некачественный мазут, в результате оказались в ООО "Концерн Инфант плюс". Президент именно этой фирмы Александр Затван стал заместителем губернатора Платова и возглавил топливно-энергетический комплекс региона. И именно он "выводил" область из топливного кризиса.
Компания "Шеврон" фигурирует едва ли не во всех проверках, которые проводились в области. Не только контрольное управление, но и депутаты областного законодательного собрания тоже пришли к убеждению: сотрудничество с ООО "Шеврон" нанесло области материальный ущерб. Тем не менее в январе 2001 года обладминистрация снова заключает с "Шевроном" контракт на поставку топлива. И снова без объявления тендера. Губернатор еще раз проводит операцию "ЧП". Только теперь необходимость "чрезвычайки" мотивирует "весенне-полевыми работами". Департаменту госзаказа из бюджета выделяется 50 млн. рублей.
Как затем выяснилось, администрация и на этот раз закупила топливо у "Шеврона" значительно дороже, чем можно было приобрести на рынке. Дальше еще интереснее. Выполнив часть обязательств, хозяин "Шеврона" Мостафа Хамуда продал компанию. Несмотря на это, департамент госзаказа перечислил фирме без малого миллион долларов на закупку солярки. Которую, понятно, никто поставлять не стал.
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ" СИСТЕМЫ
Не так давно областная администрация реализовала в Твери весьма странный проект. В целях "совершенствования системы управления" и "рационального использования финансовых потоков" здесь параллельно с существующим муниципальным унитарным предприятием (МУП) "Тверьгортеплоэнерго" учредили ОАО "Тверьоблэнерго". МУП получило ОАО в аренду на год. Все удалось: уже спустя три недели после запуска "усовершенствованной" системы управления в городе исчезла горячая вода.
Идеологом операции по "усовершенствованию" выступил уже знакомый нам глава департамента госзаказа Александр Затван. Он же и возглавил Совет директоров "Тверьоблэнерго", контрольный пакет которой принадлежал частной фирме. Это принципиально важная деталь. Через частную фирму можно было покупать-продавать нефть, газ, электроэнергию и даже заниматься рискованными финансовыми операциями. Если добавить, что ежегодно Тверь тратит на отопление примерно 10 млн. долларов, то очевидно: обеспечение города энергоносителями - чрезвычайно притягательная сфера для ловких людей. А "совершенствование системы управления" объективно создавало неразбериху, в которой можно было решать проблемы, весьма далекие от обеспечения города топливом.
Приведем лишь один пример. В результате многочисленных переуступок долга, которые практиковались в "усовершенствованной системе", 1,7 млн. долларов из 4 миллионов бесследно исчезли.
ЗАЧЛИ ЗАСЛУГИ
Руководство области преуспело не только в "усовершенствовании" управления энергетическим комплексом. Были у него ноу-хау и в области финансов.
Так, несколько лет назад администрация провела некий взаимозачет с участием "Рострабанка", Минфина России и еще двух структур. По некоторым оценкам, прямые потери бюджета на этой операции составили 15 млн. рублей. Главным вышибалой долгов в этой акции было некое ЗАО "Центротеплокомплект". В результате бесследно исчезли векселя на десятки миллионов рублей.
В чей карман легли деньги, мы можем только догадываться. Но смело можно утверждать: одним из наиболее заинтересованных в сомнительном зачете был вице-губернатор области Юрий Краснов. Среди учредителей ЗАО "Центротеплокомплект" значится его сын - собственник 30 процентов акций ЗАО.
Все эти странные взаимозачеты, нанесшие бюджету области серьезный финансовый урон, связаны с именами тогдашнего заместителя министра финансов России Петрова и ведущего специалиста "Рострабанка" Анатолия Дубодела. Оба они фигурировали в уголовном деле, связанном с взаимозачетами, которое расследовала Генеральная прокуратура. Петров даже оказался под стражей. Оба уголовных дела в силу разных причин были прекращены, а Петров и Дубодел оказались востребованы в администрации Тверской области - представляют регион в Совете Федерации.
ПОСЛЕДНИЙ СРЕДИ РАВНЫХ
В связи с расследованием последнего уголовного дела Платов уже дал первые пояснения: его обманули. Знакомый сюжет. Губернатор пытается свалить вину на других всякий раз, как только всплывает очередная скандальная история. Чаще всего под губернаторскую руку попадают его собственные замы и прочие чиновники администрации. Так, после скандала с ЧП он перевел стрелки на уже знакомого читателю Александра Затвана, уволив его из администрации. Затем убрал куратора аферы с поставками топлива для аграриев Льва Норкина... Уже в нынешнем году Платов отставил еще троих своих замов.
По нашим подсчетам, в администрации Платова на руководящих должностях в разное время работало около десятка человек, проходивших по различным уголовным делам.
Назначать на ответственные должности людей с подмоченной репутацией, чтобы затем в нужный момент прикрыться ими, - тактика не новая. Но, видимо, она не настолько универсальна, чтобы выручить губернатора в очередной раз. Сегодня Платов, как никогда, близок к коллегам, которых вы видите на снимках.
Это его бывшие заместители - Виктор Волков и Ибрагим Гулаев. Волков сел за то, что распорядился государственной властью в личных интересах. Гулаев попался на афере с векселями."