В Ленинградской области выборы проходят по устаревшему варианту
Три главные загадки областных выборов - откуда у Густова деньги, почему полпредство не любит Сердюкова и за кого проголосует народ.
Если выборы в Петербурге - это выборы новой, путинской эпохи, при которой главным фактором является жесткая поддержка федерального центра, полностью нейтрализующая все остальные обстоятельства, то выборы в Ленинградской области - классический пример из истории ельцинских времен. Самый сильный игрок - местный губернатор, главный конкурент опирается на поддержку олигархов, а попытки представителей федерального центра влиять на процесс не являются определяющими.
На губернаторское кресло два основных претендента - действующий глава области Валерий Сердюков и бывший глава, а ныне член Совета Федерации от Владимирской области Вадим Густов. Теоретически у Сердюкова есть шансы победить уже в первом туре. Данные социологов разнятся в зависимости от того, на чей штаб они работают, но, в общем, рейтинг Сердюкова колеблется в пределах 50%, а рейтинг Густова - 10 - 20%.
Сердюков и заводы
Как и любой действующий губернатор, Валерий Сердюков имеет перед своим конкурентом ряд преимуществ. Во-первых, «конкретные дела» - за 4 года в любом, даже самом депрессивном регионе открывается хоть один новый заводик, который губернатор может записать себе в актив во время выборов. А у Сердюкова таких заводиков много. Во-вторых, рост экономики, почти повсеместно начавшийся в России в конце 90-х годов. В-третьих, значительную часть избирателей, всегда голосующую за действующую власть. И, наконец, пресловутый административный ресурс. Более того, за время губернаторства Сердюков не делал катастрофических ошибок, которые могли бы припомнить ему избиратели, - он постоянно ездил по области, встречался с людьми, доил коров и делал другие, в высшей степени приятные народу вещи. Единственный минус - прошлой зимой чуть не вымерз весь Тихвин.
Наблюдатели считают, что у штаба Сердюкова, которым руководит вице-губернатор, Григорий Двас, нет крупных спонсоров. Говорят, что Валерий Сердюков в основном использует ресурсы компаний, которые обязаны ему своим приходом на областной рынок.
Сердюков и элиты
При более-менее приемлемом уровне народной любви Валерий Сердюков не может похвастать тем, что вся региональная элита сплочена вокруг него. За последнее время губернатор потерпел ряд серьезных политических поражений - в частности, сняв со спикерского кресла в областном парламенте Виталия Климова, которого подозревал в симпатиях к Густову, Сердюков не смог посадить туда своего человека.
Потом случился громкий скандал с местной «Единой Россией», которая больше симпатизировала Густову, нежели Сердюкову, тогда как генсовет партии в Москве решил поддержать действующего губернатора (говорят, руководитель ЦИК «Единой России» Юрий Волков и Сердюков знакомы еще со времен совместной работы в Воркуте). Лидер фракции «Единая Россия» в областном ЗакСе Андрей Нелидов даже возглавил штаб Густова. Но Москва надавила, в итоге партия официально поддержала Сердюкова, но лишилась всех основных лидеров, которые были либо исключены за нарушение партийной дисциплины, либо вышли из нее сами из солидарности с исключенными.
Нельзя сказать, что эти истории как-то сказались на отношении к Валерию Сердюкову со стороны избирателей, они - лишь показатель отношения к Сердюкову со стороны областных элит.
Очевидно, на то существуют две основные причины. Первая - часть элит сформировалась во времена Густова и сохранила к нему симпатии. Например, Андрей Нелидов, пожертвовавший ради него своим партийным билетом, был в густовской администрации вице-губернатором. Кроме того, в отличие от Петербурга, в Ленобласти эффективно функционирует система местного самоуправления, и главы муниципалитетов не всегда и не во всем слушаются губернатора. Вторая причина носит субъективный характер - говорят, Валерий Сердюков не очень хорошо умеет договариваться. Поэтому, в частности, он не сумел подружиться с федеральной властью. Президент Путин ни разу не сказал ни слова в его поддержку, хотя против вроде тоже ничего не делал и даже приехал на проходившее совсем недавно 1250-летие Старой Ладоги, что трактуется как жест дружественный или, в крайнем случае, нейтральный.
У полпреда Матвиенко с областным губернатором никаких явных конфликтов не было, но главный федеральный инспектор в Ленобласти Николай Седых губернатора не любит и этого не скрывает. Хотя сделать с ним ничего не может. Периодически появляются слухи, что на губернатора точат зуб в окружении полпреда - помимо Седых в числе недоброжелателей называют заместителя полпреда Любовь Совершаеву. Оба они, кстати, прежде работали в сердюковской администрации.
Густов и деньги
Вадим Густов начал кампанию загодя. О своем желании баллотироваться он официально заявил еще весной, но подготавливать почву стал гораздо раньше. В частности, его креатурой называют победившего в начале года на выборах главы Кингисеппского района Александра Невского.
Не в пример Сердюкову у Густова много денег. Традиционно считается, что за ним стоят олигархи - чаще всего при этом называют Олега Дерипаску. Знающие люди говорят, что густовскую кампанию финансирует известный в области предприниматель Александр Сабадаш (которой, правда, тоже связан с Дерипаской). Впрочем, известно, что никто никогда не кладет все яйца в одну корзину, тем более такую ненадежную, как Густов. Поэтому, вполне вероятно, действующий губернатор тоже получает какие-то «олигархические» деньги.
Говорят, что пиаром у Вадима Густова командует Михаил Голубев - человек известный в петербургском политтехнологическом сообществе, но на ключевых ролях никогда не работавший. На прошлых губернаторских выборах в области он, кстати, работал в команде Сердюкова.
Остальные претенденты на губернаторское кресло не имеют никаких шансов на победу и выдвинуты либо в качестве технических кандидатов основными участниками, либо для раскрутки партийного лейбла перед думскими выборами. Этим объясняется невероятная партийная пестрота кандидатов. Едва ли они серьезно оттянут голоса у лидеров, тем более что оттягивать их они будут параллельно - одни у Сердюкова, другие - у Густова.
Народ и выборы
Пристрастия народа в штабах обоих кандидатов оценивают по-разному. Сторонники действующего губернатора уверены, что избиратели благодарны Сердюкову за экономический рост, ликвидацию долгов по зарплатам и пенсиям и постоянно открывавшиеся иностранные заводы. А Густову народ, по их мнению, не простит за 1998 год, когда он отказался от губернаторского кресла и ушел в правительство Примакова. В довершение ко всему они обвиняют штаб своего конкурента в неумелом использовании финансового ресурса. «Он платит агитаторам по сто рублей в день. А в каком-нибудь Сланцевском районе вас за десятку убить готовы. Конечно, людей раздражает, что Густов платит кому-то такие деньги», - заявил «Городу» один из собеседников в штабе Сердюкова.
В штабе его главного конкурента другая точка зрения. Там уверены, что народ устал от нищеты и не простит Сердюкову эту веселую зиму. К тому же, заявляют сторонники экс-губернатора, все те заводы, которыми сейчас так гордится глава области, начинали строиться еще при его предшественнике, поэтому именно ему по справедливости должны принадлежать все лавры. Сторонники Густова уверены, что преимущества административного ресурса Сердюкову не помогут: «Они могут позвонить в район и сказать, чтобы там нашли агитаторов клеить листовки. Но когда этот приказ дойдет до каждого села, о нем или забудут, или просто проигнорируют».
Какая из этих точек зрения ближе к истине, будет ясно через неделю. "