"Президентская кампания в Азербайджане, приобретшая несколько одиозный характер после фактической передачи власти от Алиева-отца к Алиеву-сыну, «украсилась» еще одним скандалом. На сей раз речь идет о многомиллионных взятках, полученных самым высшим руководством страны в 1997--1999 годах.
Несколько дней назад в Сеуле был арестован гражданин Швейцарии Ханс Бодмер, сотрудник юридической фирмы «Фон Мейсс и партнеры». Его задержали по запросу судебных властей США, обвиняющих Бодмера в нарушении американского «Закона о противодействии иностранной коррупции» (Foreign Corrupt Practices Act). Ожидается, что после осуществления необходимых формальностей власти Южной Кореи передадут Бодмера американскому правосудию.
Так начался грандиозный скандал, названный «азергейтом» и связанный с расследованием, уже длительное время проводимым Федеральным большим жюри в Нью-Йорке в связи с обвинениями, предъявленными Хансу Бодмеру. Он назван ключевой фигурой в выплате в 1997--1999 гг. взяток в десятки миллионов долларов высшим руководителям Азербайджана за предоставление возможности участвовать в процессе приватизации в этой стране.
В распоряжении газеты «Время новостей» оказалось обвинительное заключение по делу Бодмера под номером 03CR947 от 5 августа этого года, составленное следователем Марком Мендельсоном и подписанное прокурором Южного федерального округа Нью-Йорка Джеймсом Комби. В этом 25-страничном документе подробно, в деталях и с указанием дат, описывается «преступная коррупционная» деятельность швейцарского юриста. В соответствии с формулировками вышеуказанного американского закона он назван там агентом «внутреннего влияния».
Если коротко, суть этого дела состоит в следующем. Ханс Бодмер был полномочным представителем созданного в конце 1990-х годов несколькими западными компаниями инвестиционного консорциума, целью которого было участие в приватизации Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) и приобретение контрольного пакета ее акций. Часть этих компаний Oily Rock Group Ltd и Minaret Group Ltd зарегистрирована на Виргинских островах, и основным местом их деятельности указан Баку. Среди многих других компаний, которые г-н Бодмер представлял по азербайджанским сделкам, фигурируют Omega Advisers Inc. и Pharos Capital Management, «принципиальным местом» деловой деятельности которых был Нью-Йорк.
Но наиболее скандальным в обвинительном заключении выглядит раздел под названием «Азербайджанские правительственные официозы». В нем без указания конкретных имен обозначены четыре высокопоставленных чиновника, которые являлись «получателями выплат коррупционного характера». Их титулы выглядят так: «высокопоставленный азербайджанский чиновник», «главное лицо в ГНКАР», а также «два высокопоставленных чиновника в государственной комиссии по имуществу (ГКИ)». Поскольку далее в тексте первый из них характеризуется как человек, «обладающий правом окончательного решения о приватизации» в Азербайджане, а второй, «имеющий большое влияние на процесс приватизации ГНКАР (в том числе и на «первого» чиновника), то имена этих лиц не представляют никакого секрета и уже открыто называются на Западе.
Это президент Азербайджана Гейдар Алиев и его сын, бывший вице-президент ГНКАР, а ныне премьер-министр Ильхам Алиев. Что касается имен двух остальных чиновников, замешанных в коррупции, то, по информации газеты «Время новостей», полученной из осведомленных источников, под формулировками американского следователя скрываются бывший глава ГКИ Надир Насибов и его экс-заместитель Барат Нуриев.
В обвинительном заключении описываются разнообразные способы выплаты взяток руководителям Азербайджана, в том числе миллионы долларов наличными, которые доставлялись частными самолетами из Цюриха в Баку, акциями, ценными подарками и предоставлением дорогих услуг. Среди таких услуг оплата обучения в американском университете сына одного из чиновников.
Поразительно, но Белый Дом и госдеп США, очевидно, далеки от восторга в связи с действиями судебной системы своей страны. Исполнительная власть Америки уже сделала свой выбор в пользу передачи «престолонаследия» в Азербайджане от Алиева-отца к сыну. Еще месяц назад, заступив на должность премьера, Ильхам Алиев получил удивительно теплое поздравление от президента Буша, где выражается «нетерпение» в ожидании с ним сотрудничества. Но таковы уж реалии американской демократии, где пристрастии президентов судьям не указ."