Авиапассажиры всего мира получат дополнительную страховку
"Через полтора месяца авиапассажиры всего мира получат дополнительную страховку: в случае гибели самолета родственникам погибших сразу же выплатят 135 тыс. долларов, а в перспективе они смогут претендовать на неограниченную компенсацию. Но россиян это не коснется: в большинстве случаев наши граждане смогут рассчитывать на выплаты в размере не более 10--20 тыс. долларов за погибшего в авиакатастрофе родственника.
Несчастный случай подорожал в 150 раз
Вчера была официально опубликована так называемая Монреальская конвенция, в которой подробно описано, на что могут претендовать родственники пассажиров, погибших в результате аварий на международных авиарейсах. В начале ноября она вступит в силу для ратифицировавших ее стран. Правда, России в этом списке пока нет. Прежнее авиационное соглашение (Варшавская конвенция), принятое еще в 1929 году, предполагало, что за погибшего пассажира перевозчик должен заплатить от 8300 до 20 тыс. долларов в зависимости от каждого конкретного случая. Но с 1929 года эти сумма из серьезной компенсации превратились в зарплату среднего западного работника за несколько месяцев. Поэтому было решено осовременить эту конвенцию. Страны, вошедшие в IATA (Международную авиатранспортную ассоциацию), добровольно подняли нижнюю планку компенсации до суммы около 135 тыс. долларов, для чего и приняли в 1999 году Монреальскую конвенцию. Но чтобы она заработала, ее должна была ратифицировать как минимум половина из 60 подписавшихся стран. 4 сентября 30-м государством, подтвердившим свою подпись под документом, стали США, и через 60 дней после этого конвенция официально вступит в силу.
Членами IATA являются более 270 авиаперевозчиков из 120 стран, в том числе и пять российских авиакомпаний - «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро» и «Волга-Днепр». IATA создана в 1945 году, штаб-квартира находится в Монреале. Объединяя ведущих авиаперевозчиков мира, ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в различных областях, разрабатывает и издает международные стандарты, занимается обучением, предоставляет консалтинговые услуги.
1300 долларов за утерю багажа
Отныне 135 тыс. долларов авиаперевозчик выплачивает сразу и без всяких дополнительных разбирательств. Дополнительные деньги выплачиваются, если авария произошла по вине перевозчика. Причем теоретически эта сумма ничем не ограничена. В конвенции также оговариваются несчастные случаи, происходящие с пассажирами во время перелетов: начиная смертью и заканчивая повреждением или потерей багажа. Так, по новым правилам пассажиры получат около 1300 долларов, если их багаж будет утерян во время международного рейса. В конвенции также закреплена ответственность перед третьими лицами: то есть если на ваш дом упадет самолет, то вы обязательно получите компенсацию. В Варшавской конвенции подобные выплаты предусмотрены не были.
Российским родственникам недоплачивают
Правда, российским пассажирам радоваться рано. «Дело в том, что Россия пока не присоединилась к конвенции, хотя этот вопрос и рассматривается», - пояснил ГАЗЕТЕ Юрий Романенко, представитель Международной организации гражданской авиации (это подразделение ООН) в России. Когда наша страна присоединится к конвенции, Романенко прогнозировать не берется. А это значит, что пока что максимум, на что смогут претендовать родственники погибших авиапассажиров в нашей стране, - это 20 тыс. долларов.
Впрочем, на практике они получают еще меньше. Достаточно посмотреть на то, как происходят выплаты погибшим в двух самых громких авиакатастрофах последних лет: при крушении Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» над Боденским озером и Ту-154 «Сибири» над Черным морем. Родственники погибших получили компенсации в размере 150 тыс. рублей (или 5 тыс. долларов), и большинство до сих пор пытаются добиться справедливости в судах.
Для сравнения: после терактов 11 сентября в США каждая семья погибшего получила сумму, равную почти миллиону долларов. Кроме того, федеральное правительство на 15 лет освободило родственников от всех налогов, признав тем самым вину государства в случившемся. До принятия Монреальской конвенции компенсация родственникам пассажиров составляла для граждан США в среднем 2,5 млн. долларов, для европейцев - 1 млн. долларов, для жителей стран Азии и Африки - 400 тыс. долларов.
Однако для российских пассажиров все не так плохо. Хотя Россия и не присоединилась к Монреальской конвенции, пять российских компаний - «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро» и «Волга-Днепр» - добровольно взяли на себя повышенные обязательства, и в случае катастрофы родственники погибших получат как минимум 135 тыс. долларов.
Правда, как рассказал ГАЗЕТЕ источник в одной из присоединившихся к конвенции авиакомпаний, выплаты при наступлении страхового случая осуществляет не сама авиакомпания, а страховщики. Поэтому увеличение выплат пострадавшим или их родственникам означает, что тарифы страховщиков повысятся, - они несут большие риски. А это приводит к росту стоимости авиабилетов. Но в происходящем для пассажиров есть и свой плюс: авиакомпании заинтересованы в том, чтобы снижать количество происшествий и улучшать безопасность полетов, - тогда они будут меньше тратить на страховку.