"Госкомрыболовство добивается права на полгода отлучать рыболовецкие компании от промысла. Чиновники считают, что это позволит им эффективнее бороться с недобросовестными промысловиками. Рыбаки и юристы уверены, что такое положение нарушает презумпцию невиновности.
Вчера Госкомрыболовство направило в Белый дом проект постановления правительства "О государственном регулировании использования водных биологических ресурсов". Документ вводит новый механизм распределения квот на вылов рыбы. До сих пор 40% водных биоресурсов распределялось на федеральных аукционах, а остальные 60% - региональными властями. Новый механизм предусматривает, что квоты на вылов рыбы в особой экономической зоне и на шельфе, где добывается около 70% всех биоресурсов, будут закреплены за компаниями на пять лет согласно историческому принципу добычи. За базу чиновники предлагают взять объемы лова компаний за 2001 - 2003 гг.
По замыслу чиновников для получения квоты рыбаки должны будут заключить договор с Госкомрыболовством. Проект постановления дает чиновникам право за нарушения отнимать у компаний квоту насовсем либо приостанавливать ее действие на текущий год. Первое возможно в случае грубых нарушений, например, причинения ущерба на сумму свыше 1000 МРОТ или невыполнения требований пограничников об остановке судна. Пока идет разбирательство, Госкомрыболовство получит право приостановить работу компании на срок до полугода. Зампред Госкомрыболовства Леонид Холод объясняет, что разбирательства по таким делам длятся долго. "Но если в результате инцидента погибли люди или имели место иные тяжелые последствия, рыбопромышленная деятельность компании должна быть приостановлена", - полагает он. Руководитель московского представительства компании "Акрос" Николай Дроган считает, что реализация такого предложения приведет к отмене принципа презумпции невиновности. Впрочем, он уверен, что любое подобное решение будет опротестовываться рыбаками в судах, ведь приостановление действия квоты на год, как лаконично сказано в проекте договора, происходит "в соответствии с действующим законодательством".
Кроме того, в проекте договора записано, что он теряет силу в случае прекращения получателем квоты "осуществления рыбохозяйственной деятельности". Представитель другой рыбопромышленной компании опасается, что разрыв договора в результате приостановления деятельности может использоваться в нечестной конкурентной борьбе. "В прошлом году мы не осуществляли лов из-за того, что наш корабль был под арестом, - говорит он. - Теперь получится, что простой приведет к полной потере бизнеса".
Сотрудник аппарата правительства отказался комментировать эти инициативы Госкомрыболовства. Впрочем, он обещает, что в процессе "редакторской правки" документа "все шероховатости" будут вычищены.
Проект предусматривает, что на вторичном рынке можно будет торговать только пятилетними квотами. Представитель Белого дома обещает, что в процессе разработки правил вторичной торговли квотами чиновники, скорее всего, запишут невозможность распродажи квоты по частям. Продажа будет возможна только единым лотом. "Мы не хотим создавать рыбных рантье, - мотивирует эту позицию чиновник. - Поэтому хотим приравнять продажу квоты к уходу из бизнеса". Но Холод эту идею не поддерживает. Он отмечает, что на первых порах вторичный рынок, наоборот, нуждается "в разогреве". По его словам, только либеральный рынок с простыми и понятными правилами может стать реальной альтернативой теневому обороту квот. Впрочем, рыбаков эта идея не смущает. Председатель совета директоров компании "Гиганте Мемо" Андрей Мордвинов говорит, что новые правила необходимо опробовать в деле. После чего они могут быть скорректированы.
ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ: Лов в прибрежной зоне, к которой отнесены территориальные воды, будет регламентирован жестче. По замыслу Госкомрыболовства, выдавать квоты на прибрежное рыболовство, на которое приходится около 20% всех уловов, будут региональные власти. При этом получатели квот не смогут пересекать границу и экспортировать пойманную рыбу -- перерабатывать и продавть улов они должны будут на территории России."