"Появился третий претендент на управление аэропортом "Шереметьево". К "Альфа-групп" и Национальному резервному банку (НРБ) присоединяется АФК "Система" - о ее намерении участвовать в тендере на управление крупнейшим аэропортом страны вчера заявил председатель совета директоров холдинга Владимир Евтушенков. Основным акционером АФК "Система" (75% акций) является председатель ее совета директоров Владимир Евтушенков. Остальные акции принадлежат физическим лицам из числа основателей компании, членам совета директоров, топ-менеджерам. Основные виды бизнеса АФК "Система" - телекоммуникации, электроника, страхование, финансы и ценные бумаги. Крупнейшим активом группы является оператор сотовой связи МТС (50,4% , рыночная капитализация превышает $7 млрд). Разработчик и строитель вертолетов ОАО "Камов" также на 42% контролируется АФК "Система".
ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) на 100% принадлежит государству. Это крупнейший аэропорт страны. В 2002 г. выручка аэропорта составила 4,632 млрд руб. , чистая прибыль - 688,857 млн руб.
Еще весной президент "Альфа-групп" Михаил Фридман в письме премьер-министру Михаилу Касьянову предложил отдать аэропорт "Шереметьево" в управление частной компании. Затем о своих претензиях на аэропорт заявил НРБ, владеющий около 30% компании "Аэрофлот". В итоге правительство решило провести тендер, чтобы выбрать управляющую компанию для МАШ. Теперь в списке претендентов на управление аэропортом появился еще один крупный холдинг - "Система", о чем вчера и заявил Евтушенков. "Задача управления аэропортом очень сложна, но по силам любой крупной компании, которая примет участие в тендере", - цитирует Евтушенкова агентство AK&M. В холдинге подтвердили, что его руководитель сделал такое заявление на лекции "Бизнес и власть" в Международном университете в Москве, но подробности планов "Системы" сообщить отказались.
В конце сентября Минимущество должно представить Касьянову проект распоряжения о проведении тендера. Но в понедельник НРБ распространил публичное обращение к правительству с просьбой отложить проведение тендера до весны. В НРБ считают, что правительство и без привлечения частных организаций сможет вести реконструкцию МАШ и построить третий терминал. Банк ссылается и на то, что "Шереметьево" сейчас является прибыльной компанией. По словам президента НРБ Александра Лебедева, он опасается, что после появления стороннего управляющего у МАШ "Аэрофлот" "не сможет развиваться нормально, поскольку слишком сильно привязан к этому аэропорту".
Лебедев сообщил "Ведомостям", что участие в конкурсе для НРБ станет вынужденной мерой. А около месяца назад, по словам президента НРБ, ему звонил Евтушенков, чтобы обсудить возможность совместного участия в управлении аэропортом. Лебедев говорит, что и сейчас готов обсуждать с "Системой" возможный альянс, если тендер все же будет объявлен.
Станислав Лейченко, генеральный директор авиакомпании "Атлант-Союз" (компания выполняет чартерные перевозки из "Шереметьево") , говорит, что у "Системы" дружественные отношения с московскими властями. "Это большой плюс для "Шереметьево", - считает Лейченко. - Обшарпанные ворота страны давно ждут серьезного инвестора, которыми, несомненно, являются "Система" и московское правительство". А Виталий Можаровский, партнер "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", обращает внимание на то, что мэрия Москвы давно ведет судебные тяжбы с правительством Московской области, пытаясь доказать, что административно аэропорт относится к столичной компетенции и должен платить налоги в городскую казну.
Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова считает, что список претендентов на управление аэропортом будет расти и дальше. "Пока же можно сказать, что шансы на победу "Альфа-групп" и НРБ серьезно снизились", - говорит Сахнова."