Димитри Саймс: "Игра "Медиа-Моста" в одни ворота закончилась"
"В российских СМИ было опубликовано сообщение, что президент вашингтонского Никсон-центра, известный политолог Димитри Саймс выступил с резкой критикой в адрес главы холдинга "Медиа-Мост" Владимира Гусинского и фактически солидаризировался с оценкой, которую дал тому в интервью американским СМИ президент Путин. Вашингтонский корреспондент "Известий" связался с руководителем Никсон-центра:
- По некоторым сообщениям, вы обвинили олигарха в том, что он нанимает влиятельных лоббистов в США для проведения антироссийской кампании. Это верно?
- Я не давал определения "антироссийская". В том, что кто-то из российских политиков пользуется услугами американских лоббистов, нет ничего предосудительного. Это здесь распространенная практика, лоббисты есть у каждого политика. Гусинский проводит свою лоббистскую политику в США уже многие годы. Это отлично субсидированная кампания, которая когда-то уходила корнями в российский бюджет. Еще несколько лет назад никто в России не расстраивался от того, что она проводится не в интересах бизнеса "Медиа-Моста", а идет на другие, в первую очередь политические цели. Интересы Гусинского либо совпадали с интересами российских властей, либо не слишком противоречили друг другу. Но потом наступил момент, когда хозяин медиа-империи разошелся с властями. И вот тогда все эти ресурсы, вся сложившаяся за годы машина была использована для защиты лично Гусинского.
В Америке он никогда не говорил о каких-то имущественных спорах с "Газпромом", а представлял себя исключительно как жертву атак Кремля на свободу прессы. Цель этой кампании была в том, чтобы заставить Белый дом и Конгресс оказать давление на российские власти. Это делалось не путем тихого лоббирования, а через печать, привлекая внимание общественности, и даже путем принятия конкретных резолюций Конгресса. Я имею в виду резолюцию конгрессмена Тома Лантоса, который является знаменосцем в этой кампании. Этот человек уже многие годы дружен с Гусинским. Он и его жена путешествовали по всему свету на деньги владельца "Медиа-Моста". Впрочем, мне трудно судить, в какой степени это был вопрос его убеждений или же личной заинтересованности.
- А чем лично вас зацепил Гусинский?
- В моей позиции нет ничего личного. Я подчеркиваю лишь то, что есть некая грань между тем, когда лоббисты представляют своего клиента, и тем, когда они начинают давить на другие организациям, звонить помощникам конгрессменов, чтобы те посодействовали им в достижении политического прессинга. Это уже явный перебор.
- На вас тоже оказывался нажим?
- Были попытки оказать давление на членов совета директоров нашего центра. Например, нам говорили, что не стоит приглашать Альфреда Коха, потому что это может повредить нашей репутации. Мол, у кого-то может возникнуть впечатление, что мы идем у Коха на поводу. Это были люди, связанные с адвокатской конторой APCO, которая представляет интересы Гусинского еще с конца восьмидесятых годов. Они писали нам рекомендательные письма в отношении политики, которую следует проводить по отношению к "Медиа-Мосту", а потом копии этих писем циркулировали в Конгрессе. Между тем я никогда не призывал не давать слова Гусинскому, я всегда был лишь против того, чтобы не давали слова его оппонентам.
- Но, критикуя Гусинского, вы, американский политолог, берете под защиту российские интересы.
- Я говорю, что если бы в Конгрессе была принята еще более резкая резолюция, чем та, которую предложил Лантос, то Бушу на встрече с Путиным в Любляне было бы очень трудно не поднять масштабно тему свободы печати в России. Иначе его обвинили бы в том, что он "сдает" принципы американской демократии. Пропагандистская кампания Гусинского была выстроена очень верно - она давила на болевые точки американского общества: свобода, демократия, борьба с антисемитизмом. Глава "Медиа-Моста" утверждал здесь, что главной причиной атак на него со стороны федеральных сил было то, что подконтрольные ему СМИ "честно отражали военные преступления в Чечне".
- Изменилось ли что-либо в позиции американской администрации с той поры, когда два месяца назад в Вашингтоне выступал Владимир Гусинский?
- Изменилось. Кампания Гусинского начиналась в момент наибольшей неясности в американо-российских отношениях. Ее было просто начинать, когда была абсолютная неопределенность в отношении того, к чему две страны к конечном итоге придут. Тогда лоббистам главы "Медиа-Моста" в Конгрессе было легко говорить: "Ребята, администрация с нами". Сейчас совершенно ясно, что администрация не на их стороне. Это, конечно, не означает, что американские власти не обеспокоены свободой слова в России. Но здешние политики, возможно, научились проводить более четкую грань между "Медиа-Мостом" и более общими проблемами свободы печати в вашей стране. Кроме того, то, что произошло после перемен на НТВ, не выглядит лишь в черных драматических тонах. Наконец, действия другого олигарха, Бориса Березовского, показывают, что оппозиционно настроенный политик может свободно снять проправительственно настроенного главного редактора своего издания. А это отнюдь не свидетельство того, что в России торжествует авторитаризм.
- Теперь, насколько я понимаю, лоббистскую кампанию в США затевают господа Кох и Йордан.
- Именно это я им и советовал сделать. Это нормально. Игра "Медиа-Моста" в одни ворота закончились. "