Николай Кошман: "Прогнозировать, замерзнет кто-то или нет, я не могу"
"Нынешней зимой правительство решило ни в коем случае не повторить опыта прошлых лет, когда целые города в результате аварий оставались без тепла. Устремления федеральных чиновников понятны. Подобные катаклизмы в год выборов недопустимы. Но отвечающий за ЖКХ председатель Госстроя Николай Кошман все равно пока не уверен в успехе. Причина банальна: государство не может обеспечить отрасль достаточными средствами на развитие. Кошман говорит, что ЖКХ нуждается в инвестициях на сумму до 60 млрд руб. ежегодно, а бюджет в текущем году дал лишь 5,5 млрд руб.
Кошман надеется, что проблемы отрасли решит бизнес. Но при этом он настаивает на достаточно жестком контроле за частными компаниями. В первую очередь они не должны иметь прав приватизировать коммунальную инфраструктуру. Может быть, поэтому проект "Интерроса" по аренде на 49 лет водоканала в Перми Кошман оценивает исключительно положительно, а старт "Российских коммунальных систем", учрежденных РАО "ЕЭС России" и Газпромбанком совместно с крупными промышленными компаниями, ничего, кроме скепсиса, у него не вызывает. Ведь процесс создания компании начался именно с заявлений о намерении приватизировать коммунальную инфраструктуру за долги перед энергетиками.
- Насколько велика вероятность того, что в эту зиму на каких-то территориях будут аварии?
- Я считаю, что темпы подготовки к зиме сегодня в основном соответствуют плану правительства. То, как идет подготовка, Госстрой отслеживает через свое центральное диспетчерское управление и через территориальные управления, которые созданы во всех федеральных округах. Шесть оперативных групп Госстроя ежемесячно выезжают во все регионы, за исключением южного. Дважды в месяц мы проводим селекторное совещание. По распоряжению председателя правительства создана межведомственная комиссия по подготовке к зиме, где есть представители всех основных министерств и ведомств. Она заслушивает на своих совещаниях руководителей регионов, которые нас волнуют. Представители комиссии также выезжают в проблемные регионы. Первый выезд у нас был в Ульяновск, где мы провели детальный разбор, предварительно рассмотрев положение во всех районах и в самом Ульяновске. Ну и в соответствии с решением правительства выделена целевая ссуда регионам в размере 5,5 млрд руб. на подготовку к зиме объектов, которые находятся в критическом состоянии. Я считаю, что подавляющее большинство регионов идут в соответствии с графиком. Но есть и десяток таких, которые требуют повышенного внимания. Это Камчатка, Карелия, Тыва, Корякский округ, Читинская, Курганская, Кировская и Мурманская области.
- Возможно ли, что в каких-то регионах люди опять будут мерзнуть?
- Никто не ставит так вопрос, что замерзнут. Неэтично, наверное. Мы делаем все, для того чтобы не замерзли. По Ульяновску мы уже рассматривали вопрос. Мой первый зам Сергей Иванович Круглик с четырьмя заместителями губернатора области наметили конкретные меры по выходу из кризиса. 11 сентября будет заседание правительства по подготовке к зиме, на котором мы поставим вопрос по оказанию помощи людям Ульяновска, по направлению туда дополнительных средств. Возможно, в регион придется направлять оперативную группу Госстроя с большими полномочиями по решению вопросов подготовки к зиме. А прогнозировать, замерзнет кто-то или нет, я не могу.
- То есть вы не можете дать гарантий, что аварий не будет?
- Какие гарантии? О гарантиях я буду думать в Центробанке.
- А если все-таки случится авария, что будет с этим руководителем муниципального образования и губернатором региона?
- По губернатору я думаю, что вопросов никаких не будет. За состояние коммунальной инфраструктуры отвечают мэры. Сегодня с нами вместе работают представители силовых структур, ФСБ и Генпрокуратура. Вот недавно по Карелии зампрокурора выдвинул претензии руководству Думы одного из районов. К главе Палатинска во Владимирской области у нас есть серьезные претензии. Потому что если ты избрался, то должен принимать все меры для подготовки своего города к зиме. А не так, что уехал в Сочи и оттуда телеграмму шлешь о сложении с себя полномочий. Такое у нас тоже бывало.
- Вы лично вместе с заместителями, кажется, за это лето избороздили всю страну вдоль и поперек?
- Да.
- Сейчас премьер Касьянов начал тоже инспектировать состояние ЖКХ. Осталось только, чтобы президент куда-нибудь съездил. ..
- Почему? Владимир Владимирович Путин, в каком бы регионе он ни был, ставит отдельно вопрос по подготовке к зиме. Даже когда он в связи с недавней трагедией был Сахалине. После того как посетил церковь, выразил соболезнование родным и близким [губернатора Игоря Фархутдинова], он провел совещание с руководством области и конкретно поставил вопрос: справитесь ли вы с подготовкой к зиме? Президент наш достаточно, я считаю, владеет обстановкой.
- Нет, я о другом. Как долго сможет нормально функционировать система, при которой руководители страны, руководители Госстроя должны лично проверять готовность к зиме?
- Без знакомства с обстановкой пока не обойтись. Как появились 5,5 млрд руб. на ссуды регионам? Мы провели инвентаризацию коммунальной инфраструктуры. Подсчитали и сказали на правительстве, что, если мы не дадим, допустим, Карелии деньги, вот в Муезерский район, в Медвежьегорск, значит, надо думать о том, куда вывозить людей. Да, не дали тех денег, которые мы просили. Надо было 14,5 млрд руб. , дали 5,5 млрд руб. Но и эти деньги мы сегодня распределяем на конкретные объекты. Но, по нашим подсчетам, необходимо, чтобы в ближайшие 10 лет в отрасль извне приходило 55 - 60 млрд руб. ежегодно. Если этого не будет, уже к 2007 - 2008 гг. система может встать.
25 сентября мы будем на правительстве ставить вопрос о модернизации отрасли. Для этого необходимо привлекать заемные средства или Всемирного банка реконструкции и развития, или Европейского, или наши. Вот, скажем, стоят сегодня котельные такие могучие, которые тащат на себе и предприятия, и города. Они нам такие не нужны. Где-то их надо просто отрезать и расставить блочные котельные. Надо минимизировать вот эти сотни, тысячи километров теплотрасс, которые греют атмосферу или землю. Параллельно с этим мы ставим вопрос о реструктуризации кредиторской и дебиторской задолженности отрасли. Сегодня если мы и говорим о модернизации, то связываем ее с приходом частного капитала. Но коммерсант, ведь он же не пойдет, скажем, в город, где громадная кредиторская и дебиторская задолженность и где инфраструктура вся ветхая. Простите, он вложит туда деньги и пропадет. Но если какой-то регион поднимает ЖКХ, значит, вот ему мы должны помочь вытащить все это хозяйство. Чтобы потом он мог передавать его в управляющие компании или создавать открытые акционерные общества, для того чтобы приходил туда частный капитал.
Вот Череповец, куда ездил Михаил Михайлович [Касьянов], получил заем Всемирного банка. Город привел в порядок жилье, водоканал. Они закольцевали все четыре теплоэлектростанции, и, если что-то с одной из них случится, никто этого не заметит. То же самое с энергообеспечением сделали, с ремонтом жилья. То есть Михаил Михайлович смотрел на положительный опыт. Ни в Вологодчине, ни в Пермской области, где он тоже был, ни разу у него не попросили дать денег. В Перми мы увидели совершенно новый подход, когда "Интеррос" берет в аренду городской водоканал на 49 лет. При этом имущество остается в муниципальной собственности, а "Интеррос" вкладывает деньги, для того чтобы привести новые технологии. Я скажу, что, когда увидел водоочистку по швейцарской технологии, которая делается в Перми. .. Я вообще-то преклоняюсь перед этими мужиками, которые там работают. То есть потихоньку мы уже начинаем вкатываться, хотим мы этого или нет, в частный бизнес.
- А что делать с малыми населенными пунктами, с сельской местностью? Бизнес туда вряд ли пойдет.
- Пойдет, конечно. Я могу в пример привести Омскую область. У губернатора Леонида Полежаева 24 района, 19 из них он уже газифицировал. И мы ему говорим: "Слушай, чего ты не делаешь управляющей компании? " Но он боится, у него выборы, вдруг ошибется. Но я уверен, что выборы пройдут, и не удивлюсь, что через месяц или два будет мощнейшая управляющая компания. Ведь там же плюсы какие? Объединив все районы под единым управлением, будешь знать все слабые места, где профилактику провести и все остальное.
- Вы говорите, что без бизнеса не обойтись. Но почему вы негативно отзываетесь о "Российских коммунальных системах"?
- С чего вы взяли? Я их поддерживаю. Но просто надо увидеть, что ими сделано. Я только говорил, что там, куда зашли РКС, мы деньгами помогать не будем.
- Почему?
- А зачем? Они обещали $700 млн вложить, а у нас есть всего 5,5 млрд руб. Несопоставимые вещи.
- Но ЖКХ - это такая отрасль, где, как говорится, каждое лыко в строку.
- Я думаю, что если компания берет что-то, то пусть и занимается этим конкретно. Это ее бизнес. Зачем государство будет помогать?
- А с чем связана инициатива Госстроя о запрете приватизации коммунальной инфраструктуры?
- Вот я привожу пример с Черемховым в Иркутской области. Там приватизировали котельную. А потом приходят хозяева к главе администрации и требуют 42 млн руб. , угрожая в противном случае демонтировать котельную. А то, что там 16 000 населения, на это им наплевать. Такое нельзя делать. У нас нет закона о концессиях. Если бы мы его приняли, тогда с инвестором заключались бы договоры на 49 лет. И смотрим, как он работает. Если только начинает гнать, на себя работать, это мы доказываем, разрываем договор и расходимся. Все. И я считаю, что это абсолютно правильно, пока не сформировался вот этот управленческий муниципальный уровень, пока не пришел бизнес. Бизнес придет, он расставит все на свои места.
- Но вице-премьер Владимир Яковлев уже высказался против запрета на приватизацию коммунальной инфраструктуры. Вы все равно будете продолжать настаивать на своей позиции?
- Я вижу реальный путь с Черемховым. Я вижу приватизированную котельную в Карелии, которая сегодня вот так тоже на игле держит все окружное население. Если я монополист, то сразу подниму тариф и никто никуда не денется, потому что иначе все будет отключено. Поэтому абсолютно правильно, что стратегические объекты не имеют права на приватизацию. Мы говорим, что сегодня шутки с приватизаторами - они очень плохие. Вот я приведу в пример временный мост в Санкт-Петербурге. Когда я там был, подходит ко мне шустрый такой приватизатор: "Это мой мост, я прошу за него 5 млн руб. ". Едем назад, он говорит: "Вы знаете, я передумал, я прошу уже 10 млн руб. ". Я ему ответил, что мост заберем бесплатно. Это я гарантирую. Чтобы не было таких шуток ни с водой, ни с теплом, ни с энергией.
- Вы говорите о привлечении частного бизнеса в отрасль. Но при этом хотите при Госстрое создать компанию по управлению коммунальными и строительными активами. ..
- Никаких управляющих компаний при Госстрое мы создавать не собираемся.
- Как по-вашему, надо ли как-то ограничивать рентабельность работы частных компаний в ЖКХ?
- Все зависит от того, кто и как будет работать. Например, в Пскове башковитые парни взяли в аренду ТЭЦ. Поставили там частотные регуляторы на электродвигатели, поставили учет, привели в порядок теплотрассу. Взяли кредит на три с чем-то миллиона рублей. За год кредит отбили и начали зарабатывать прибыль. А те, которые сидят над ними, приходят и говорят: "Мужики, надо делиться". - "А как? " - "А вот так, я начальник". Сегодня ведь почему так плохо в ЖКХ все идет? Потому что сегодня нет новых управленцев. Бизнесмен упадет на первом этапе. Но зато свои затраты отобьет на втором и на третьем будет уже получать прибыль. И в таком плане будет идти и пошла уже цепная реакция по всей России.
БИОГРАФИЯ.
Николай Кошман родился в 1944 г. В 1966 г. окончил Дальневосточное военное автомобильное училище (Уссурийск) , в 1973 г. - Военную академию тыла и транспорта по специальности "военный инженер путей сообщения". Воинское звание - генерал-полковник. Служил в железнодорожных войсках, прошел путь от командира взвода до замдиректора Федеральной службы железнодорожных войск РФ. Участвовал в ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС. В 1996 - 1999 гг. работал советником представительства полномочного представителя президента России в Чечне, председателем правительства Чеченской республики, замминистра путей сообщения РФ, руководителем Федеральной службы специального строительства России, статс-секретарем - замминистра путей сообщения РФ. В 1999 г. назначен вице-премьером - полпредом правительства в Чечне. С октября 2002 г. руководит Госстроем.
Награжден орденом Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" 3-й степени, девятью медалями. Женат. Имеет двух сыновей."