С наступлением холодов у пиарщиков наступают горячие денечки
"Обывателю кажется, что холода далеко. Но есть люди, которые сейчас непрестанно думают
о новогодних праздниках. Это пиарщики. Ведь в декабре грядут выборы в Государственную
думу. Начало 2003 года было посвящено поиску заказов. Сегодня пиарщики засучили рукава
и принялись за работу.
Самые лакомые куски — бюджеты грандов российского политического рынка «Единой России» и КПРФ. Обе партии претендуют на победу, по всем рейтингам резко оторвавшись от своих ближайших преследователей. Если другим партиям надо думать о попадании в Думу, то эти две пройдут в нее точно, вопрос в том, сколько депутатских мест они получат и каким влиянием будут пользоваться. Вокруг этого и развернется главная борьба.
На бюджеты этих партий могут претендовать только киты политпиара. Например, Фонд эффективной политики Глеба Павловского. Известный политтехнолог даже реанимировал свой старый проект vvp.ru, на котором теперь действует виртуальный «Форум сторонников президента и «Единой России». Впрочем, это свидетельствует скорее о намерении получить контракт на обслуживание единороссов. Виной тому борьба нескольких команд в руководстве «Единой России». Пока что сайт лишь демонстрирует возможности команды Павловского в сфере проведения информационных кампаний в Интернете да рекламирует «комиссию по удвоению ВВП», возглавляемую бывшим руководителем аппарата Белого дома, а ныне помощником президента Шуваловым, которого некоторые называют основным соперником нынешнего премьер-министра.
О КПРФ слухи ходят разные. Известно, что полтора года назад при КПРФ был создан Информационно-технологический центр, возглавляемый бывшим вице-президентом ЮКОСа Ильей Пономаревым. Предполагалось, что центр вдохнет новую жизнь в застывшую оргструктуру компартии. Однако не тут-то было. Арест Платона Лебедева сильно ограничил свободу рук команды Пономарева, которая теперь лишена возможности делать резкие движения и в лоб оппонировать власти. Ослабление позиций ЮКОСа неожиданно привело к тому, что бюджет КПРФ, считавшийся одним из самых полноводных в нынешней кампании, вдруг резко обмелел. Говорят, что коммунистам удалось собрать предвыборный бюджет на сумму около 40 млн. долларов, что довольно много для «пролетарской» партии, живущей чуть ли не на партвзносы. Однако все эти деньги ушли на выплату долгов по предыдущим избирательным кампаниям. Коммунистическое начальство даже не взяло ни грошика себе, о чем с удивлением говорят в политической тусовке. Наличие в стране политиков, предпочитающих отдать долги вместо того, чтобы строить виллы на Канарах, не может не радовать. Пока же КПРФ находится в состоянии «окучивания». С одной стороны — юкосовцы, с другой — политтехнолог Станислав Белковский, автор известного антиолигархического доклада Совета по национальной стратегии. Близкий к Белковскому телекомментатор Сергей Доренко уже выразил желание баллотироваться в Государственную думу в списке КПРФ. Правда, сказал он об этом осторожно. Дескать, если пригласят, пойду. КПРФ же, как разборчивая невеста, поглядывает то в сторону одного, то в сторону другого «жениха», но выбор делать не спешит.
С коммунистами будет конкурировать блок «Товарищ», возглавляемый Сергеем Глазьевым. По слухам, его созданием и идеологическим обеспечением занимается известный галерист и пиарщик Марат Гельман. В отличие от «классических» партий, которые долго мнутся, выбирая себе пиарщиков, в случае с блоком «Товарищ» пиарщик выбрал себе партию. Сегодня несть числа прогнозам о неизбежном поражении глазьевцев, однако если вспомнить, что Гельман со товарищи практически с нуля раскрутили Сергея Кириенко, восстановив позиции последнего на политическом олимпе, то можно предположить, что и Глазьева ожидает счастливая судьба.
Небольшие демократические партии — Союз правых сил и «Яблоко» не помышляют о глобальной победе. Сейчас они конфликтуют друг с другом, выясняя, чей пиар чернее. Заместитель Явлинского Сергей Митрохин обвинил СПС в «заказе» на яблочников — в Москве появились биллборды с изображением Зюганова и Явлинского и слоганом «Мы вместе». СПС все отрицает. В начале года к руководству пиарным подразделением Союза правых сил привлекли бывшую соратницу Глеба Павловского Марину Литвинович. Однако затем ее оттеснил от руководства предвыборным штабом СПС Альфред Кох, фигура гораздо более тяжелая и масштабная. И главное, пользующаяся доверием со стороны сопредседателя СПС Анатолия Чубайса. Литвинович получила пост заместителя председателя исполкома СПС, хотя, по утверждениям ряда экспертов, рассматривалась в качестве кандидата на пост главы исполкома после ухода в «Единую Россию» Эльдара Янбухтина. Помогать Коху и Литвинович будет испытанный боец команды Чубайса, председатель креативного совета СПС и член правления РАО «ЕЭС России» Леонид Гозман, возможно также участие другого пиар-столпа и соратника Чубайса — Андрея Трапезникова. По данным газеты «Московские новости», одним из исполнителей антияблочных акций СПС является известное пиар-агентство «Р.И.М. Портер Новелли».
Само же «Яблоко» получило накануне выборов поддержку от олигархов, среди которых, по слухам, не последнюю роль играл все тот же ЮКОС. Однако после заключения в тюрьму Платона Лебедева поддержка ослабла, хотя и сохраняется до сих пор. Ведь Григорий Явлинский — давний оппонент Анатолия Чубайса, который раздражает слишком многих бизнесменов. По слухам, пиаром «Яблока» занимался лично Леонид Невзлин — второе лицо в ЮКОСе. На дальних подступах пиар-поддержку «Яблока» осуществляет Агентство стратегических коммуникаций Вадима Малкина.
Прочие стараются кто во что горазд. Партию возрождения России, возглавляемую спикером Государственной думы Геннадием Селезневым, консультирует пиар-агентство «Паблисити» во главе с удачливым руководителем региональных избирательных кампаний Гаем Хановым.
Партию Жизни консультирует крупное пиар-агентство «Никколо М». Сотрудничество с Народной партией приписывают Центру политических технологий Игоря Бунина.
Ошибка думать, что если партия низкорейтинговая, то в ней и деньги маленькие. Маленькая партия, конечно, обладает меньшими средствами, но зато и тратит меньше. У нее не всегда находятся бешеные деньги на телерекламу или на проведение дорогостоящих партийных мероприятий. Пиарщикам хватает. Бюджеты партий второго ряда скромны. Говорят, одна не слишком крупная партия планировала потратить на выборы всего-то ничего — 100 миллионов долларов. Так что даже в условиях падения цен на рынке пиарщикам есть за что побороться.
"