"Губернатору Ненецкого автономного округа предъявили обвинение в избиение петербургского сотрудника ГАИ
На прошлой неделе объявленный в федеральный розыск губернатор Ненецкого автономного округа Владимир Бутов появился в сопровождении эскорта адвокатов во главе с Всеволодом Есаковым в городской прокуратуре Санкт-Петербурга, где ему было предъявлено обвинение в рукоприкладстве по отношению к гаишнику Алексею Попову.
Ранее аналогичное обвинение было предъявлено заместителю беглого губернатора Юрию Ермолаеву и водителю Владимиру Чигиринову. Статья 318 ч. 2 предусматривает лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, но вряд ли губернатор отсидит хотя бы сутки. Ну а громкое дело, вероятно, постигнет та же участь, что и предыдущие семь "уголовных дел губернатора Бутова" (все они были прекращены по различным основаниям).
На хвосте у Путина
Шоу под названием "охота на губернатора" шло четыре месяца. Напомним, подробности инцидента, случившегося 11 апреля в Петербурге на Новоладожской улице. Губернатор Бутов так спешил на встречу с Владимиром Путиным в резиденцию на Каменном острове, что его джип не остановился по сигналу гаишника. Инспектор Попов бросился вдогонку за нарушителями на попутном "Мерседесе" и вынудил их остановиться. На помощь инспектору, оказавшемуся лицом к лицу с тремя разгневанными мужчинами, бросились проезжавшие мимо трое коллег-гаишников из Тосно. Разборка закончилась тем, что Юрий Ермолаев позвонил с мобильного телефона заместителю начальника ГИБДД Нилову, который приказал отпустить машину.
После этого Алексей Попов написал рапорт начальству о своем избиении и ушел на больничный. Петербургская прокуратура, возбудившая дело о применении насилия по отношению к представителю власти, долго не могла найти Владимира Бутова. Пришлось даже провести обыск в петербургском представительстве Ненецкого автономного округа, но в поисках это не помогло. Как оказалось, Бутов тоже ушел на больничный и находился в одной из московских клиник -- по крайней мере, так заявил его адвокат Анатолий Кучерена. Попытка ненецкого губернатора добиться передачи своего дела в Генпрокуратуру провалилась -- пришлось сдаваться в руки петербургскому правосудию.
Но за это время произошли два важных события. Во-первых, пострадавший, Алексей Попов, полностью отказался от своих прежних показаний и заявил, что его никто не избивал, а травмы он получил сам, по неосторожности. Во-вторых, подал рапорт об отставке заместитель прокурора города Борис Салмаксов, возбуждавший данное дело, а от следователя Надежды Касьяненко (которая ранее под руководством Салмаксова успешно довела до суда дело Михаила Мирилашвили) дело Бутова передали следователю Сергею Желнину. Официальная причина -- отпуск Надежды Касьяненко.
Губернатор с кулаками
Губернатор Бутов - фигура одиозная. В молодости был судим за браконьерство и спекуляцию. Судя по тому, что о нем пишут, хорошими манерами не отличается. Сам признался, что вытолкнул судебного пристава с трапа самолета. Постоянно воюет то с местной милицией, то с местным прокурором, то с журналистами. Уже был объявлен в розыск в прошлом году в связи с другим делом -- после того, как корреспондент газеты "Красный тундровик" поинтересовался у президента, знает ли он, почему Бутов не является на допросы в прокуратуру.
Вроде бы ситуация предельно ясна: зарвавшийся чиновник пустил в ход кулаки, а когда понял, чем это грозит, использовал все свои связи и возможности, чтобы дело развалилось. Однако есть серьезные сомнения в том, что события развивались именно так.
Во-первых, насчет "кулаков". Как нам известно, в деле нет ни одного свидетельства, что Попова избивал именно Бутов -- за исключением первоначальных показаний самого Попова. Ни один из инспекторов Тосненского ГИБДД, пришедших на подмогу коллеге, вообще не видел, как происходило избиение. Один из них на очной ставке заметил лишь, что голова Попова отклонилась в сторону -- будто бы в результате удара. Причем нанести этот удар, по словам того же свидетеля, мог водитель Бутова, но никак не сам губернатор.
Во-вторых, судебно-медицинская экспертиза Попова была проведена только спустя полтора месяца после инцидента, и у адвокатов есть серьезные сомнения в ее объективности. По мнению адвоката Бориса Грузда, защищающего Юрия Ермолаева, из заключения невозможно определить время возникновения травм Попова -- кровоподтека ушной раковины и ссадин лица, а причиной нистагма -- подергивания зрачка глаза -- вполне могло быть опьянение инспектора (в его крови действительно был обнаружен этиловый алкоголь).
Почему же инспектор провел с этими травмами на больничном целый месяц? Оказывается, он лечился вовсе не от ссадин, а от инфекционного заболевания -- острого энтероколита.
К сожалению, повстречаться с самим Алексеем Поповым корреспонденту "Города" не удалось -- после больничного и отпуска инспектор вернулся на службу, но встреч с журналистами избегает. Начальник ГИБДД Петроградского РУВД Николай Роговой сообщил, что служебных претензий у него к Попову нет, инспектор даже поощрялся вместе со всем личным составом за работу в дни юбилея города, а давать или не давать интервью -- это его личное дело.
Отказались от комментариев и другие главные участники этой истории -- Владимир Бутов и Юрий Ермолаев. Похоже, о том, что на самом деле произошло 11 апреля на Новоладожской улице, теперь узнать будет практически невозможно.
Есть две версии случившегося. Первая -- Алексей Попов действительно случайно ударился о дверцу "Мерседеса", когда догонял нарушителей, и нанес себе ссадины браслетом для часов... Как в классическом милицейском протоколе: "задержанный споткнулся, упал, и так двадцать раз подряд".
Версия вторая -- гаишник действительно получил по физиономии от кого-то из трех обвиняемых. Вот только от кого? Нужно ли губернатору самому распускать руки, когда рядом есть помощники?
Тут нефтью пахнет?
Любое дело против крупного чиновника адвокаты называют "заказным". Правоохранители, в свою очередь, уверяют, что служат закону беспристрастно и невзирая на лица. Истина, как правило, оказывается, где-то посередине.
Вот что заявляет адвокат Борис Грузд:
-- Не надо забывать, что НАО давно и заслуженно пользуется славой нефтяного округа с богатейшими месторождениями и разработками, и понятно, что попадает в зону интересов многих нефтяных компаний. По мнению моего подзащитного Юрия Ермолаева, подобное дело -- это хороший способ давления на неудобного губернатора. А инициаторами скандала, по его мнению, могли стать структуры, пытающиеся прибрать к рукам ненецкие нефтяные месторождения...
Поясним, что имеют в виду, вероятнее всего, адвокат и его подзащитный. В Ненецком национальном округе в последние годы активно соперничают нефтяной гигант "ЛУКойл" под руководством Вагита Алекперова и компания "Северная нефть", главой которой считается бывший замминистра финансов, сенатор Андрей Вавилов. Не секрет, что у ненецкого губернатора не сложились отношения с Алекперовым, зато Вавилова многие называют деловым партнером Бутова. Почти все скандальные уголовные дела в отношении Бутова связаны так или иначе с нефтяной темой. И практически всегда сторонники Бутова заявляют о том, что это козни "ЛУКойла", обладающего мощным административным ресурсом в правоохранительной среде.
Но какая может быть связь между мордобоем на Новоладожской улице и борьбой нефтяных компаний? Не "ЛУКойл" же организовал этот инцидент, чтобы в очередной раз попытаться расправиться с Бутовым?
Выскажем еще одно наблюдение, не делая никаких выводов. В СМИ не раз высказывались предположения, что за "Северной нефтью" стоит определенная часть президентской администрации, которую обычно называют "семейной". "ЛУКойл" же находит поддержку у других членов той же администрации -- тех, кого называют "питерскими чекистами". И кому, кстати говоря, приписывали контроль за "делом Мирилашвили"...
Прокурор города Николай Винниченко заявил на пресс-конференции, что доказательств вины Бутова достаточно для предъявления ему обвинения независимо от изменения показаний потерпевшего. Да и следователь Сергей Желнин в беседе с корреспондентом "Города" сказал, что не видит оснований для прекращения дела. Похоже, городская прокуратура искренне намерена довести дело ненецкого губернатора до суда.
Как бы там ни было, но больше всего сочувствия в этой истории вызывает инспектор Попов. Вряд ли он сознавал, догоняя джип-нарушитель, что невольно оказался втянут в противостояние крупнейших нефтяных компаний страны. Теперь же ему предстоит либо убеждать суд в том, что он сам себе нанес травмы, либо вернуться к своим прежним показаниям. А если дело все-таки будет прекращено, прокуратура вполне может наказать инспектора за беспринципность и возбудить новое дело, уже против Попова -- о клевете на губернатора Бутова.