На днях в Питере был убит директор Северо-Западного таможенного терминала 42-летний Витольд Кайданович. Это уже вторая за последнюю неделю "заказуха", связанная с таможней. На пять дней раньше в Москве при схожих обстоятельствах погиб другой крупный владелец таможенного терминала Виктор Кибза
"Что же происходит в этом ведомстве?
Необходимо сразу оговориться, что оба предпринимателя официально не были сотрудниками таможенной службы России, однако знающие люди постоянно упоминали об их близких отношениях с руководством ГТК. Правда, в основном с бывшим руководством. По странному стечению обстоятельств Кибза был убит на выходе из Центральной акцизной таможни, а Кайданович делил здание собственного офиса с ее питерским отделением. Но несмотря на столь схожие обстоятельства преступлений, правоохранительные органы утверждают, что прямой связи между этими убийствами нет.
Кайдановича застрелили тремя выстрелами из "ТТ" на проспекте Динамо, откуда в 9.30 он выезжал на своей "Ауди". Киллер ждал его за деревом. Пистолет убийца положил в полиэтиленовый пакет. Убедившись, что жертва мертва, киллер скрылся на поджидавшей его "десятке".
Видимо, быстро распутать это дело - так же как и московское дело Кибзы - не удастся. Пока ясно только, что оба заказных убийства связаны с переделом рынка околотаможенных услуг. И в Питере, и в Москве в последнее время ГТК неоднократно приостанавливал действие лицензий складов временного хранения (которые и были основным видом дохода убитых), отзывал свои таможенные посты. В результате многие из бывших лидеров этого бизнеса (в том числе и Виктор Кибза) оставались не у дел, но с огромными долговыми обязательствами перед партнерами. Ведь не секрет, что подобные терминалы практикуют "черные" и "серые" схемы оформления грузов, а предложения "серо-черных" брокеров можно найти в любой газете объявлений. Практически после смены ряда региональных и центральных таможенных руководителей их прежних помощников просто сдали.
Северо-Западный таможенный терминал был создан в 1994 году. В него входят десятки фирм, предоставляющих услуги по таможенному оформлению грузов, складированию, таможенному оформлению автомашин... Витольд Кайданович был также руководителем и соучредителем целого ряда других компаний. И многое там зависело от его личных связей. В мае Кайданович добился переезда в его здание терминала акцизной таможни, что высоко подняло его рейтинг среди поставщиков продукции. За сутки через терминал проходило до 150 автофургонов! Но уже в конце мая он остался без складской лицензии. По факту нарушений таможенных правил в Северо-Западном терминале было возбуждено уголовное дело.
Это лишь часть совместной операции питерских и московских таможенников по выявлению контрабанды и нарушений таможенных правил ввоза и хранения. Были задержаны несколько крупных партий товаров. Поставщики, которых обнадежили, что все пройдет гладко и быстро, потерпели огромные убытки. А потом началось физическое устранение владельцев складов. "