"Накануне выборов в Санкт-Петербурге из электората выпускают пар.
Агитация за кандидатов в губернаторы Санкт-Петербурга еще только начинается, но многие из претендентов уже подписали предложенную Валентиной Матвиенко «Хартию о честных выборах».
В стороне осталась одна из наиболее сильных соперниц вице-губернатор Анна Маркова, готовая быть честной без всяких хартий. Напомним, в начале лета она выступила с трибуны Законодательного собрания, заявив, что намерена бороться за кресло градоначальника, для того чтобы не допустить победы одного-единственного кандидата.
С тех пор у Марковой сплошные неприятности. Одна из последних случилась в конце минувшей недели. У здания городского суда состоялся митинг в поддержку нынешнего вице-губернатора. В нем участвовали...скинхеды. Бритоголовые вышли на улицу с плакатами «Поддержим Маркову» и «Матвиенко - отстой, скинхеды - в бой!».
Анна Маркова была в шоке, в ее штабе эту акцию оценивают как месть соперников и акт «черного пиара». Объясниться перед избирателями она практически не может: большинство питерских СМИ ей почему-то слова не дают. Недавно на улицы Питера выехали передвижные телевизионные станции. Симпатичные молодые ребята приглашают горожан в микроавтобусы, закрывают двери и начинают доверительный разговор о нуждах и чаяниях простых людей.
Социологи приготовили 245 вопросов. Любой из них должен заставить человека остановиться и полезть в машину. «Вы устали жить в коммунальной квартире?», «Вам приходилось часами ждать «скорую помощь», «Вы довольны состоянием вашего дома?» Довольных мало, усталых уйма. Желание, что хоть кто-то, наконец, узнает о твоих проблемах, велико. А кто же откажется поругать городские власти? Тем более что все излияния снимают на камеру, обещая показать по телевизору и донести до депутатов и будущего губернатора.
В выборах губернатора, в общем-то, все и дело. Социологи говорят, что хотят выстроить мост между властями и горожанами, а также растормошить политически пассивных граждан. То есть тех, кто охотно философствует на кухне, но игнорирует выборы.
К сегодняшнему дню перед камерой выступили более 400 человек, каждый день тратят по 20 часов пленки. Больше всего людей волнует здоровье и безопасность близких, а также благоустройство города. Некоторые обращаются к своим согражданам с патриотическими лозунгами: «Мы говорим: Петербург - это великий город. Но разве мы великие люди в этом городе? Ты пришел в парк, выпил, поел и все оставил. А завтра придешь - там свинарник. О чем думаешь, когда делаешь это?»
В принципе идея выпустить пар из электората накануне выборов не нова. В том же Питере почти все лето работает общественная организация «Народный контроль». Ее задача - бороться с бюрократией. Людей просят жаловаться по телефонам «горячей линии». Все обращения тщательно обрабатываются сотрудниками НК. А затем печатаются в бюллетене, который выходит два раза в месяц и рассылается представителям различных органов власти - депутатам, и.о. губернатора, полпреду. Среди проблем лидируют прогнившие трубы, грязные парадные, перебои с водой и прочие коммунальные напасти. Все эти вопросы, по словам руководителя «Народного контроля» Инги Буриковой, вполне решаемы.
В таком случае остается только недоумевать: почему вместо проведения шумных рекламных кампаний общественники и социологи не возьмутся за те жалобы, которые месяцами лежат под сукном в высоких кабинетах? Но муторная, будничная работа не сможет привлечь внимания к нужному кандидату в губернаторы. Тут надобен пиар, имидж неустрашимого борца с бюрократией. Ну а о том, что на запросы, посланные сотрудниками «Народного контроля» или социологами-телевизионщиками, последуют обычные отписки, лучше, конечно, не говорить.
Кто же из кандидатов в губернаторы пытается таким образом заручиться доверием избирателей? Об этом мы узнаем чуть позже, хотя, например, в «Народном контроле» - телефоны полпредства (напомним, на выборы идет его глава Валентина Матвиенко). Но важно не это, а то, что люди, искренне поверившие в силу печатного или эфирного слова, окажутся скорее всего одураченными. Не случайно на самих социологов самое сильное впечатление произвел глава общественной организации «Бомжи России». Он сидел перед камерой 40 минут и читал матерные стихи о власти. Очарованные социологи знали, что в эфир это не пойдет, но и отпускать поэта долго не хотели. "