"Меньше чем через неделю, то есть 22 августа, карнавал предвыборной борьбы за стул губернатора Петербурга должен захлестнуть печатные издания, радио и телевидение. Кандидаты и их программы наконец-то явятся на суд жителей и будут соревноваться целый месяц. Сейчас агитация тоже возможна, но складывается ощущение, что все претенденты участвуют в выборной кампании только ради того, чтобы проиграть Валентине Матвиенко.
Кто на свете всех милее?
По закону, агитировать за себя или против кого-то претендент на губернаторство имеет право после подачи соответствующего уведомления в горизбирком и открытия избирательного счета. То есть, по существу, предвыборная кампания в нашем городе должна кипеть уже больше месяца. На самом деле для большинства избирателей не происходит ничего. Никаких ярких акций, которые должны бы рассказать о достоинствах претендентов и их важности для Петербурга. Никаких листовок на водосточных трубах и в почтовых ящиках.
Вряд ли стоит отрицать, что новое выборное законодательство очень благоприятствует "кандидату N1" - Валентине Матвиенко. Это и малый промежуток времени, данный после ухода Владимира Яковлева до новых выборов. Это и относительно незначительные избирательные фонды, только из которых и могут выделяться деньги на агитацию. Но в любом случае самым главным фактором, влияющим на выбор горожан, является известность и популярность того или иного кандидата. И в этом плане Валентине Матвиенко, конечно, равных нет, а остальные, складывается впечатление, к этому особо и не стремятся.
Еще когда она выполняла функции полпреда (сейчас Валентина Ивановна в отпуске), питерские СМИ охватило нечто похожее на сумасшествие. Каждый шаг полпреда по питерской земле (от осмотра помоек до встреч с президентом) доводился до горожан и выставлялся явлением чуть ли не вселенской значимости. При этом один за другим от участия в выборах отказывались в той или иной степени популярные в городе политики (Селезнев, Хакамада, Лихачев, Дмитриева). В итоге город получил 11 зарегистрированных кандидатов, и трудно не признать, что из этой "футбольной команды" болельщики-избиратели реально знают только одного. Но - и это странно - пока никто из оставшейся десятки практически ничего не сделал для того, чтобы хоть как-то попытаться громко заявить о себе. Такое впечатление, что все на предвыборной поляне занимаются не борьбой за свое лидерство, а ищут пути сохранения добрых отношений с якобы бесспорным фаворитом. Все подобие предвыборной борьбы перетекло в суды.
Разные считалочки
Напомним, что поздно вечером 5 июля горизбирком закончил проверку подписных листов претендентов в губернаторы и подтвердил статус кандидатов у 10 человек. Счастливчиками, прошедшими регистрацию по подписям, стали: депутат Госдумы Петр Шелищ, депутаты питерского ЗакСа Михаил Амосов, Вадим Войтановский, Константин Сухенко и Алексей Тимофеев, вице-губернатор Анна Маркова, бывший глава питерского КУГИ и Госкомимущества РФ Сергей Беляев, кинопродюсер Сергей Прянишников, директор 1 -и макаронной фабрики Виктор Ефимов и бортпроводник Олег Титов.
За несколько дней до этого первым официальным кандидатом стала полпред президента в СЗФО Валентина Матвиенко - она хоть и предоставила подписи горожан, но послала в избирком заявление с просьбой зарегистрировать ее по залогу. Как оказалось позже, решение полпреда не подвергаться процедуре проверки подписей было очень кстати - именно вокруг подписных листов ряда зарегистрированных кандидатов и начались судебные разбирательства.
Один из кандидатов, Виктор Ефимов, усомнился в подлинности предоставленных данных сразу у трех своих конкурентов - Анны Марковой, Сергея Прянишникова и Алексея Тимофеева. Смысл претензий Виктора Алексеевича сводится к тому, что горизбирком выносил свое решение о регистрации этих кандидатов на основании заключений рабочей группы избиркома по проверкам подписей горожан. При этом, по мнению Ефимова, эти данные существенно расходились с материалами проверки этих же подписей в ГУВД. Так, если у Марковой официально были признаны недействительными менее 10 процентов подписей, то по данным ГУВД, которые якобы имеются у Ефимова, это число перевалило за 30 процентов (для отказа в регистрации количество "неправильных" подписей не должно превышать четверти из 20 процентов подписных листов, выбранных случайным образом). Аналогичные несоответствия Виктор Ефимов нашел и у Тимофеева с Прянишниковым.
Стремление кандидата Ефимова отменить уже произошедшую регистрацию, между тем, явилось лишь продолжением того, что происходило в стенах горизбиркома еще на стадии сличения подписей. Тогда один из претендентов - Анна Маркова удостоилась чести быть проверяемой одновременно двумя различными группами: официальной - от ГИК и некоей комиссией, созданной по жалобе Ульви Стрельчук, доверенного лица Валентины Матвиенко. Претензия была сформулирована уже тогда - рабочая группа не учитывает данные ГУВД. Комиссию возглавил замглавы горизбиркома Дмитрий Краснянский, который еще 3 - 4 августа сумел насчитать у Марковой более 30 процентов, по его словам, "поддельных" подписей. Как заявил заместитель председателя ГИК, он лично проверил 966 автографов и насчитал более 400 нарушений. "Особая" позиция Дмитрия Краснянского вылилась в то, что при голосовании по кандидатуре Марковой мнения в избиркоме разделились, и Анна Борисовна, единственная из претендентов, не получила единогласного одобрения членов ГИК. При этом с мнение своего подчиненного согласился и глава избиркома Александр Гнетов, который вообще голосовал против выдачи Марковой мандата кандидата в губернаторы.
Уже после регистрации Марковой свою позицию по данному вопросу озвучил Сергей Ованисьян, руководитель рабочей группы ГИК, которая, собственно, и проверяла подписи Анны Борисовны. По словам Ованисьяна, после того, как он сравнил материалы ГУВД с данными его рабочей группы, у него сложилось "принципиальное убеждение, что горизбирком мог "мотивированно и обоснованно... не принимать во внимание документы ГУВД, прежде всего из адресного бюро". Сергей Амбарцумович высоко оценил вклад ГУВД в процесс проверки подписей, но при этом отметил, что помимо того, что данные из милиции приходили с существенным опозданием (2 - 3 дня вместо положенных по закону суток), качество проверки, мягко скажем, оставляло желать лучшего. Сергей Ованисьян нашел взаимопонимание даже в прокуратуре, где с ним устно согласились, что данные ГУВД отражают не общее число недействительных подписей, а лишь суммируют количество замечаний. После чего неудивителен вывод, к которому пришел член ГИК: а зачем вообще нужно собирать подписи, если, их сначала толком не проверить, а потом их достоверность оспаривается в судах?
Словно мухи, тут и там...
Вряд ли стоит сомневаться, что кандидаты Маркова, Тимофеев, Прянишников или Ефимов, вовлеченные в судебные разбирательства по подписям, тем самым смогут поднять свой рейтинг. Можно, конечно, посчитать, что суды затеяны их недоброжелателями с мыслью если не снять их с дистанции, то хотя бы затруднить возможность нормально "раскручиваться". Но слабо верится, что хождение по судам может серьезно подорвать энтузиазм кандидатов и заставить их забыть о том, что выиграть невозможно, если тебя не знают. Так что законную агитацию "за себя любимого" можно проводить и в свободное от судебных заседаний время. Чего пока в городе не наблюдается. Впрочем, и "неподсудные" кандидаты мало чем отличились.
При этом в городе появилась версия, что создается некая коалиция кандидатов, главная цель которой - не дать Валентине Матвиенко сесть на губернаторский стул. Якобы между хоть чуть-чуть известными политиками (Маркова - Тимофеев - Сухенко) ведутся переговоры о том, кто с какого боку и когда заденет Валентину Ивановну ради общего дела. Якобы даже спонсируются они чуть ли не из одинаковых источников (в основном говорят о "руке Березовского" и помощи от "коммунистического" бизнесмена Геннадия Южилина). В итоге сплоченные действия должны привести к тому, что в среде антагонистов Матвиенко определится лидер, к ногам которого припадут остальные участники камарильи и который на белом коне въедет если не сразу в Смольный, то хотя бы во второй тур.
Думается, что определенная логика в этих рассуждениях есть. Нет только ни фактических доказательств единой стратегии "не пустить Матвиенко", ни реальных действий в этом направлении. Если в этой якобы существующей коалиции всерьез думают о губернаторстве, то, значит, там никто всерьез не умеет вести предвыборную борьбу. Чем, помимо судов, отметились кандидаты? Алексей Тимофеев обрядил около полусотни студентов в ярко-желтые майки, на которых написан очевидный факт, что Валентина Матвиенко родилась в Шепетовке, и направил их к полпредству собирать подписи против "N1". Там их разогнали, и акция была прекращена. Константин Сухенко обратился с воззванием к президенту сохранить ценного полпреда Валентину Матвиенко на своем посту. Сергей Прянишников заявил о съемках очередного эротического шедевра "Город будущего". Михаил Амосов, по слухам, использует свое кандидатство ради того, чтобы "Яблоко" удачно выступило на выборах в Госдуму. Вот, пожалуй, и все более-менее примечательное.
Справедливости ради следует отметить, что ничего экстравагантного не совершила и Валентина Матвиенко. "Народный контроль", заполонивший телевизионное пространство вместо Валентины Ивановны, от нее открестился. По словам главы "НК" Инги Буриковой, им бы хотелось иметь отношение к полпредству, так ведь нет такого. Биографию кандидата Матвиенко, которую раздают девочки в синих курточках, нормальный человек после прочтения (если хватит сил) мог бы вообще посчитать за "черный пиар" против главного героя буклета. Висящие на остановках лица почетных граждан Петербурга с подписью В. Матвиенко, приютившейся где-то в углу, также не вызывают "сильного впечатления, да и Валентина Ивановна к их размещению, по ее словам, никакого отношения не имеет.
Разве что заслуживает внимания призыв ко всем кандидатам отказаться от "черных технологий" и подписать некую хартию "За чистые выборы". Вот только зачем это нужно тем, кто этими технологиями и так не пользуется? И неужели те, кто привык работать "по черному", откажутся от милого им дела, поставив автограф под хартией?
В общем, возвращаясь к ситуации в целом, следует признать, что Валентине Матвиенко, по сути, вообще не нужно ничего делать для собственного продвижения, поскольку никто из ее соперников ничего не делает для продвижения себя. Таким образом, на сегодняшний день единственными реальными соперниками Матвиенко являются она сама и ее окружение, некоторые действия которого по отношению к В. И. иначе как медвежьей услугой не назовешь."