"Возможно ли в Петербурге идеальное правительство?
До губернаторских выборов в Петербурге остался месяц, и политическая общественность города строит прогнозы не только о том, кто станет губернатором, но и том, как будет выглядеть новое городское правительство - и принципиально, и персонально.
Сейчас городское правительство является исполнительным приложением к губернатору города. Хотя члены городского правительства и утверждаются Законодательным собранием, эта процедура не оказывает значительного влияния ни на состав, ни на идеологию петербургской администрации: в конечном итоге все решает губернатор.
Между тем уже давно в городских политических кругах обсуждается необходимость реформирования исполнительной власти в Петербурге.
В начале лета активно дебатировался вопрос о разделении постов губернатора и председателя правительства: первый должен был заниматься политическими вопросами, второй - хозяйственными. Члены фракции СПС в ЗакСе даже вносили в парламент соответствующий закон, впрочем, дальше этого дело не пошло. Известно, что в полпредстве к идее разделения постов относятся не то что прохладно, а негативно, и если не поступит прямого указания из Москвы, ни за что на это не пойдут.
Лидер фракции "Единая Россия" в местном парламенте Константин Сухенко говорил о желательности превращения Петербурга в парламентскую республику, когда правительство назначается парламентом, и отвечает за свои действия перед ним. Но и эта идея не поддерживается большинством действующих в Петербурге политических сил.
Многие наблюдатели считают, что не столь принципиально, какой будет структура будущей администрации, - главное, чтобы ключевые посты в ней заняли профессиональные, грамотные и некоррумпированные люди.
Вместе с тем вряд ли после вероятной победы Валентины Матвиенко на губернаторских выборах городская администрация сохранит прежнюю структуру. Например, некоторые источники утверждают, что среди вице-губернаторов может появиться первый среди равных, который, хотя и не будет де-юре председателем правительства, но все же возьмет на себя большую часть забот о городском хозяйстве.
После отставки Владимира Яковлева в городском правительстве появилось только одно новое лицо - кресло вице-губернатора по ЖКХ (пока с приставкой и.о.) занял Олег Виролайнен, работавший в свое время в одном райкоме партии с Валентиной Матвиенко. Возможно, именно этот критерий - старого знакомства - станет одним из основных при формировании нового состава городского правительства. Еще одним вероятным кандидатом на вице-губернаторское место называют зам. начальника канцелярии губернатора Виктора Лобко (именно он сменил Матвиенко на посту первого секретаря обкома комсомола).
Вместе с тем эксперты затрудняются привести развернутый список всех бывших товарищей Валентины Матвиенко, которые могут войти в ее команду. "Дело в том, что она была тогда одной из самых молодых среди них, - заявил собеседник "Города", - поэтому большинство из тех, с кем она работала, сейчас либо на пенсии, либо на том свете".
Трудность прогнозирования будущего состава правительства состоит еще и в том, что на слуху обычно яркие имена, а в администрацию предпочитают брать "хозяйственников и управленцев" - т.е. людей малопубличных. Одна из немногих "политических" должностей в Смольном, помимо собственно губернаторской, - председатель комитета по печати. Говорят, большие шансы получить это кресло имеет главный редактор "Невского времени" Алла Манилова, которая сейчас является наиболее близким к Валентине Матвиенко представителем петербургского медиа-сообщества.
Собеседники "Города" предрекают яковлевскому кабинету большую чистку после выборов. Скорее всего, не покинет Смольный нынешний глава правительства Александр Беглов. Несмотря на воинственные заявления самого Беглова о том, что он готов возглавить региональный список "Единой России", так как "командир всегда должен быть впереди". Говорят, за верную службу ему обещан чуть ли пост первого вице, если таковой появится в правительстве.
По слухам, покинуть Смольный должны основные экономические вице-губернаторы: председатель комитета по строительству Александр Вахмистров и председатель КУГИ Валерий Назаров, хотя и тот, и другой не прочь и дальше поработать в Смольном.
Основной конкурс в новом правительстве будет, очевидно, на пост председателя комитета финансов. На него, по слухам, продолжают активно приглашать заместителя министра финансов Сергея Вязалова, но он не хочет менять хорошую работу в Москве на беспокойную должность в Петербурге. Возможно, поэтому в случае победы Матвиенко комитет финансов отдадут представителю Промышленно-строительного банка.
Комментарии
Что такое идеальное правительство для Петербурга?
Владимир Васильев, заведующий лабораторией политической психологии СПбГУ:
- Мы еще не знаем, предложит ли новый губернатор иную структуру исполнительной власти. Сейчас в составе правительства, согласно городскому закону, может быть до 15 членов. Очевидно, что структура исполнительной власти Петербурга неоптимальна и, возможно, новый руководитель захочет ее усовершенствовать. Администрация сейчас формально состоит из трех частей: губернатор, его канцелярия и правительство. Непонятно, например, почему в нее не входят комитеты.
В деятельности целого ряда органов управления существует дублирование. С другой стороны, есть функции, для которых необходимо создание новых органов. И, наконец, за вице-губернаторами закрепляются не только комитеты, но и управления, и такое распределение не всегда логично. Поэтому будет естественно, если новый губернатор предложит депутатам изменить структуру управления городом и внести поправки в закон о правительстве.
Ни для кого не секрет, что сейчас есть очень высокий конкурс на посты в правительстве Валентины Матвиенко, тогда как о подобных конкурсах в правительства других кандидатов никто ничего не слышал. Ближе к выборам, возможно, Матвиенко даже опубликует список, но не в виде уже готового правительства, а в виде некоей команды, которая составит его основу.
Дмитрий Травин, кандидат экономических наук, обозреватель газеты "Дело":
- Не столь интересны персональные вопросы, сколько то, чем будет заниматься будущее правительство. Перед ним будут стоять фактически те же проблемы, что стояли и перед администрацией Петербурга десять лет назад. Главная из них - необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.
У нас вся экономика - рыночная, а ЖКХ - такое же социалистическое, как и 20 лет назад. Будущее городское правительство должно решить два комплекса задач в этой сфере: внедрить рыночные принципы в деятельность организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда, и перестроить работу городских монополистов.
Вторая по важности проблема - стимулирование реконструкции исторического центра. Это тот редкий случай, когда власти должны заниматься стимулированием и регулированием экономики. Центр Петербурга разрушается, поэтому здесь необходимо предпринимать экстренные меры. В первую очередь - передавать здания под офисы и гостиницы частным инвесторам. Сегодня частному сектору неудобно работать в историческом центре. Это фантастика, когда два здания у отеля "Невский палас" годами стоят расселенными и неиспользуемыми. И это на Невском проспекте - в выгоднейшем месте, где квадратный метр должен стоить баснословно дорого. Та же ситуация со зданиями на углу Невского проспекта и улицы Восстания.
Понятно, что серьезные реформы потребуют жестких и непопулярных решений: повышения тарифов, массовой купли и продажи жилья в историческом центре. Т. е. такого рода реформы может проводить только очень решительный губернатор и только в начале своего срока. К сожалению, Владимир Яковлев слишком много думал о том, чтобы сохраниться на своем посту. Если будущий губернатор будет воспроизводить подобный образ мыслей, то вероятность проведения реформ в Петербурге не слишком велика.
Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН:
- Значительную часть работающих сейчас в Смольном чиновников необходимо поменять на более профессиональных молодых менеджеров. Городу нужны более грамотные специалисты, со связями и политическим весом. Было бы очень хорошо, если бы экономический блок правительства возглавили такие люди, как научный руководитель Леонтьевского центра и член Совета Федерации Сергей Васильев и замминистра финансов Сергей Вязалов, но я сомневаюсь, что они захотят сюда вернуться. Мой опыт общения с "московскими петербуржцами" показывает, что они в большинстве своем видят свою дальнейшую карьеру в Москве. Кроме того, я думаю, что Михаил Амосов очень хорошо справился бы в правительстве с вопросами градостроительной политики в Петербурге - он хорошо разбирается в этих вопросах и имеет современный взгляд на эти вещи.
Алексей Мусаков, политолог:
- Я могу назвать двух новых людей, которые войдут в правительство в случае победы Матвиенко. Это Сергей Тарасов и Виктор Евтухов. Очевидно, будет реформа правительства - оно станет юридическим лицом и его возглавит Виролайнен. А Лобко будет руководить структурой администрации.
Леонид Давыдов, кандидат политических наук
- Идеальное правительство Петербурга - это институт, который отражает интересы всех групп влияния, представленных в городе. Поэтому оно и идеальное. В результате нынешних выборов будет сформировано не идеальное правительство. Но политический процесс самонастраивающийся. И если у новой администрации проявится инстинкт политического самосохранения, то новое правительство будет двигаться по пути к идеальному.
Даниил Коцюбинский, кандидат исторических наук:
- Когда мы говорим об идеальном правительстве, то должны понимать, что сейчас в городе никакого правительства нет, потому что в демократических странах правительство - это коллегиальный орган, ответственный перед парламентом. У нас есть не правительство, а правитель и огромная армия подчиненных ему чиновников-функционеров, выстроенных в непрозрачную для общества пирамиду. И в этом отношении вице-губернатор отличается от домоуправа только объемом коррупционных возможностей, но не объемом политической ответственности перед обществом.
В той системе, которая сегодня существует, кто бы ни пришел в правительство, даже если это будет Иисус Христос и двенадцать апостолов, будет играть по дьявольским правилам. Потому что единственным условием существования правительства с человеческим лицом является его политическая прозрачность. А это невозможно без реального разделения властей на законодательную и исполнительную и реального разделения полномочий между городом и местным самоуправлением.
Необходима реформа всего политического устройства Петербурга. Город должен стать парламентской республикой. Правительство должно быть ответственно перед депутатами, а депутаты ответственны перед избирателями, в том числе за действия администрации. Только тогда можно будет спорить о том, какая партия и какая персона наиболее эффективна в условиях прозрачной системы управления. Спорить о персональном составе сегодняшних членов городской администрации все равно, что спорить о вкусовых качествах бутафорских фруктов. Они все одинаково несъедобны.
Андрей Черненко, и.о. полпреда президента в СЗФО:
- Как будет выглядеть состав нового городского правительства?
- Вы несколько торопитесь с этим вопросом, ответить на него может только тот, кто выиграет выборы. Что касается предпочтений полпредства, то мы бы хотели иметь дело с полноценным руководителем города, который бы не дробил свою власть на присутственную и реальную. Я имею в виду идею создания правительства, которое бы "приняло на себя все бремя оперативного управления городским хозяйством и социальными вопросами". Полагаю, что губернатор должен отвечать за все в полной мере. Если же будут введены какие-то промежуточные институты между губернатором и городом, это только осложнит взаимоотношения федерального центра и того среднего и низового звена управленцев, которые непосредственно отвечают за жизнедеятельность города.
- Кто персонально, с вашей точки зрения, мог бы войти в правительство?
- Безусловно, такие люди есть, но я боюсь называть их имена, чтобы не осложнить им жизнь, поскольку к словам полпредства в ряде случаев относятся очень пристрастно. Это люди из числа управленцев, достаточно молодые, 30 - 40 - 50 лет. Моя позиция - механизмы управления должны омоложаться, но при этом сохранять наработанный кадровый потенциал.
- Может быть, это люди, входящие сейчас в штаб Матвиенко?
- Насколько я могу судить по списку членов штаба - на его заседаниях я не бываю - это уже состоявшиеся люди, которые имеют то, к чему большая часть из нас стремится всю жизнь. Поэтому говорить о том, что они составят костяк правительства, неправильно. Я не исключаю, что кто-то из них войдет в состав правительства, но зачем это нужно таким крупным руководителям, как Литвиненко, Молчанов или Вербицкая? Не исключаю, что на стыке районных штабов, в полевых структурах, могут отыскаться вполне достойные люди. "