Если бы у пcевдоолигархов была форма с погонами, то Михаил Безелянский в этом году прикрепил бы себе две звездочки - за установление контроля над Московским жировым комбинатом, который может полностью удовлетворить потребности в майонезе, например, такой небольшой страны как Швейцария, и над предприятием "Бумизделия", которое в свое время полностью удовлетворяла потребности школьников в тетрадях и альбомах такой большой страны как СССР.
Безелянский теперь говорит чуть ли не о создании первой "целлюлозо-бумажной вертикальной компании" и о том, что он зальет майонезом всю страну. При этом в среде российских предпринимателей его за олигарха упорно не держат. Более того: если бы у них была дисциплинарная комиссия, то Безелянского за неуемную страсть "заливать" наверняка бы разжаловали обратно в завсклады книжного магазина, откуда он выпрыгнул в начале 90-х.
""Бумажный магнат" и "майонезный король"
Давно не вызывает вопросов, почему российские заводы приобретаются людьми, которые на вопрос: "Где живете?" - отвечают: "За границей". Мы как-то попривыкли, что неважно, какие средства идут на развитие отечественной промышленности - главное, чтобы шли. Поэтому ни у кого не вызвало больших нареканий, когда российский бизнесмен Михаил Безелянский, постоянно проживающий во Франции, объявил о приобретении двух крупных предприятий: Московского жирового комбината (МЖК) и ЗАО "Бумизделия".
Тем более что, не смотря на всю спорность покупок (главным образом, вопросы остаются по вопросу приобретения пакета акций МЖК) менеджеры Безелянского объявили, что у них большие планы по экономическому развитию новой собственности. Разговор идет чуть ли не новом скачке, который должен произойти в ближайшее время в пищевой и бумажной промышленности.
Но то, что происходит сейчас с этими предприятиями (активный вывод активов и полное отсутствие инвестиций), позволяет экспертам говорить, что захват Безелянским "Бумизделий" и МЖК действительно может войти в историю. Но результатом его станет не становление, а исчезновение пусть проблемных, но все-таки пока "живых" заводов с экономической карты страны…
Теперь считается хорошим тоном, если купленное или захваченное предприятие само радостно сообщит о потере своей самостоятельности и представит публике своих новых хозяев. Вот и ЗАО "Бумизделия" (бывшее МНПО "Восход") недавно выпустило пресс-релиз о том, что теперь оно радостно смотрит в будущее, поскольку перешло под контроль некоего Михаила Безелянского. Ведь Безелянский, говорится в пресс-релизе, возглавлял "Альфа-ЭКО", а оно, как известно, успешно работает на бумажном рынке - управляет Балахнинским ЦБК (ОАО "Волга") в Нижегородской области и Камским ЦБК в Пермской области. Мол, кому, как ни Безелянскому после этого говорить о том, что с его помощью будет создана этакая "вертикальная целлюлозо-бумажная компания".
Только в самой "Альфе" совместную работу с Безелянским стараются не комментировать. Ведь упомянутые предприятия группа приобрела в 2001 году. Безелянский же расстался с "Альфой" в конце 90-х, то есть при всем желании не мог приобрести опыта работы на бумажном рынке.
Примерно так же Безелянский говорит о своем увлечении майонезом: мол, "Альфа-ЭКО" управляла несколькими предприятиями пищевой промышленности и поэтому эта область является для него, Безелянского, традиционно интересной.
Безелянский вообще мастер говорить. Но смеем предположить, что и в пищевой промышленности он понимает примерно настолько же, насколько советский слесарь, внезапно получивший в наследство от троюродной бабушки алмазные копи в Южной Родезии, разбирается в огранке бриллиантов. Карьера Безелянского в "Альфа-групп" не принесла ему ничего, кроме строчки в резюме, которое теперь можно тиражировать в пресс-релизах и бравировать в разговорах с чиновниками.
"Альфа-групп" как искусство
Безелянский пришел в "Альфу" в 90-м году с должности завскладом магазина "Книжный мир" (ныне известный читающей публике как "Библиоглобус"). Все первые назначения Безелянского в "Альфа-ЭКО" (да и последующие тоже) не имели большого отношения к управлению производством. Скорее, они имели отношение к рекламе, маркетингу и антиквариату. То есть к тому, где мог полностью проявиться его главный и единственный талант - умение "разводить" и "пудрить" клиентов. А судить об уровне Безелянского-маркетолога можно как раз по тому, как он управлял антикварным проектом группы.
В 1995 году Безелянский уволил команду менеджеров и маркетологов Виктора Филиппова, которые пытались сделать из компании "Альфа-Арт" серьезный антикварный дом. В свое время Филиппова пригласили именно потому, что его планы предусматривали работу на базе серьезных маркетинговых разработок. Но в итоге - именно за системный подход - менеджеров и выставили за дверь. Безелянский и товарищи посчитали, что разбираются в рынке антиквариата лучше любых специалистов - видимо, только потому, что являются его активными потребителями. Они предпочли и дальше заниматься этим "непредсказуемым делом", основываясь исключительно на собственной интуиции. Как известно, к созданию российского "Сотбис" такая логика ведения бизнеса почему-то не привела.
За Безелянским в "Альфа-ЭКО" не числилось ни одного более-менее успешного проекта. И, когда умение "заливать" и "пудрить" перестали быть необходимыми качествами для ведения бизнеса, от Безелянского просто решили избавиться.
К 2000 году в "Альфе" произошли знаковые кадровые изменения, аналогичные переменам практически во всех крупных структурах, которые вставали на ноги в начале 90-х. Связаны "увольнения и назначения" были с тем, что многие из тех, кто стоял у истоков компаний, по-прежнему претендовали на функции управления производства и экономической деятельности. В итоге акционерные пакеты, которыми в свое время скреплялись дружеские узы "отцов-основателей"", стали мешать развитию холдингов. И более сильные и дальновидные партнеры стали их размывать, избавляясь от тех соратников, которые не чувствовали новых веяний времени. Нити управления стали переходить от крупных акционеров к наемным менеджерам. Новые же управленцы от "отцов-основателей" как раз тем и отличаются, что руководствуются законами развития бизнеса и экономики, а не собственными настроениями, и при принятии решений уж точно предпочтут маркетинговое исследование интуиции.
Понять, что твое время прошло, вообще тяжело, а принять это - тем более. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Безелянский, считая себя одним из основателей "Альфы", рвался в бой туда, где уже работали наемные менеджеры-профессионалы. И решение руководства "Альфы" выдавить Безелянского из группы также выглядит абсолютно закономерным. Надо отдать должное бывшему руководителю "Альфа-ЭКО", свою отставку он спровоцировал сам -перманентным конфликтом с Михаилом Фридманом. Возможно, сыграло свою роль и увлечение Безелянского связями с криминальным миром, которые также в "Альфе" многих откровенно раздражали.
Безелянский не долго думал, что делать после того, как остался не у дел. "Альфа-ЭКО" было учредителем сети супермаркетов "Перекресток". Но так как к "Альфе" Безелянский больше никакого отношения не имел, то после ухода из группы он сошелся со своими бывшими конкурентами - владельцами сети супермаркетов "Седьмой континент". В результате была открыта компания "Мосмарт", в планах которой - создание целой сети одноименных гипермаркетов в Москве и Питере.
Здесь надо было бы оговориться, что именно "Альфа-групп" является законодателем логики корпоративного поведения, которая сводится к простой фразе: "кто не с нами, тот против нас". Но и без этого нетрудно догадаться, как относятся в холдинге к Безелянскому после его демонстративной вражды с Фридманом и бегства к конкурентам. Все, что так или иначе связано с фамилией "Безелянский", в "Альфе" предпочитают в лучшем случае деликатно не комментировать.
Это не мешает самому Михаилу Безелянскому постоянно, и не только в пресс-релизах, намекать, что его уход из "Альфы" -- это только согласованный с ее руководством тактический маневр, а на самом деле за ним по-прежнему стоит вся мощь этой гигантской финансовой структуры. Хотя на самом деле уже несколько лет за Безелянским стоит только он сам.
Га-га-га!.. Не смешно
На первый взгляд, если посмотреть на предприятия, к которым теперь имеет отношение Михаил Безелянский, ему хочется прописать таблетки от жадности. А на второй - средство от излишней расточительности. Ведь "Бумизделия" и МЖК объединяет только то, что эти предприятия остро нуждаются в инвестициях для обновления основных фондов. Неужели предприниматель нашел какой-то таинственный источник сверхдоходов, который дает ему возможность стать крупным инвестором в производственную сферу?
Но по самым оптимистичным данным "злых языков", ежемесячный доход Михаила Безелянского составляет всего полмиллиона долларов. Этого вполне достаточно для одного человека, которому нравится собирать антиквариат и делать вид, что он руководит операциями по захвату предприятий с постоянного места жительства во Франции. Но таких доходов совершенно недостаточно для того, чтобы "поднять заводы". Например, саратовская группа "Букет", которая оспаривает у фирм Безелянского контроль над МЖК, оценивает только первоначальные необходимые вложения в это предприятие в районе 15 миллионов долларов. Понятно, сам Безелянский активно намекает на то, что в его случае аффилированным партнером МЖК будет являться группа "Альфа" и средства придут оттуда. Но согласитесь: если бы "Альфа" захотела прикупить майонезный завод, она, пожалуй, справилась бы и без "аффилированного" Безелянского. И ни один здравомыслящий партнер уж точно не стал бы связываться с человеком, который вместо того, что привести на заводы инвестиции, активно вымывает основные фонды.
Но концы с концами начинают сходиться, если допустить, что Безелянский никогда и не планировал вкладывать средства в производство. Например, он вложился исключительно в сам захват комбината, на месте которого хочет построить супермаркет. В этом случае покупка площадей, лежащих под МЖК, под огромный киоск "Мосмарт" с экономической точки зрения выглядит более чем логично. Ведь Безелянский занял МЖК как миноритарный акционер. То есть до сих пор потратиться ему пришлось только на пакет акций и на то, чтобы забаррикадироваться в дирекции. Есть и косвенные признаки того, что никаких инвестиций в обновление комбината Безелянским изначально и не планировалось. Например, то, что в качестве главного "специалиста по майонезу", нового руководителя МЖК, Безелянский пригласил своего товарища по "Альфа-ЭКО" Сергея Ильина. Господин Ильин больше известен общественности не как производственник или экономист, а как таран, с помощью которого захватывали в свое время торговый дом "Смирновский".
Даже если МЖК отойдет "Букету", то траты Безелянского укладываются в "разумный минимум", которым не жалко было рискнуть "на удачу". Если нет - то ему отойдут площади с большим количеством "га" по цене меньшей, чем стоит несколько соток в дачном Подмосковье. Есть за что повоевать.
Но и надежды "Бумизделий" на то, что школьники опять начнут писать только на их тетрадках, тоже вряд ли оправдаются. Здесь уж обходятся без масок -- представителем Безелянского в этом случае выступает некто Хазанов, совершенно неизвестный в бизнес-кругах, но зато хорошо знакомый правоохранительным органам. Информированные источники утверждают, что этого "предпринимателя" аж два раза объявляли в федеральный розыск и именно через него псевдоолигарх Безелянский по-прежнему поддерживает активные связи с криминальным миром.
Судя потому, что начало происходить с "Бумизделиями" уже в первые месяцы, Безелянский ведет активную подготовку к продаже не принадлежащего ему предприятия. Именно поэтому Безелянский так активно и твердит о том, что "Бумизделия" неплохо впишутся в компанию комбинатов "Альфа-ЭКО". И если Безелянскому вдруг удастся продать завод "Альфа-ЭКО", то это будет самая прибыльная сделка в новейшей истории России. Ведь на приобретение предприятия он не тратился, захватив "Бумизделия" силой, а продавать он их будет явно не по цене здания. Правда, поверить в то, что менеджеры группы "Альфа" на это пойдут, очень тяжело - кто захочет собственными руками выписывать себе "волчий билет" и к тому же идти под уголовную статью?
Светлый праздник
В этом году Безелянский со страниц "Российской газеты" поздравил всех чиновников нашей страны (а именно они и являются основной аудиторией "РГ") со светлым еврейским праздником Пурим и даже поведал как эксперт, что это такое. На страницах уважаемого издания его представили как вице-президента уважаемой еврейско-азиатской организации. И хотя знающие люди уверяют, что организация эта больше азиатская, Безелянский теперь может намекать, что за ним стоят капиталы не только "Альфы", но и всех ротшильдов на свете.
Жест, прямо скажем, от безысходности. Поддерживать имидж финансового магната Безелянскому становится все труднее, и в этом ему никак не могут помочь ни пассажи про "захват бумажного рынка", ни про "майонезную империю". Даже молчание "Альфы", именем которой он прикрывается, уже играет против него. Не спасают и тусовки на французской Ривьере с воротилами отечественного бизнеса - новые олигархи дают таким, как Безелянский, сто очков вперед.
Чиновники же начинают сторониться Безелянского, как черт ладана. Вот и приходится ему всячески демонстрировать им, что он по-прежнему человек приличный и принят в высшем обществе. Но только то, что в свое время отпугнуло от него товарищей из группы "Альфа", теперь начинает становится общеизвестным и признанным фактом: связываться с такими, как Безелянский - просто себе дороже. Во-первых, потому, что все его схемы, которые были актуальны десять лет назад сегодня - это просто опасно и прямая дорога в прокуратуру. А во-вторых, потому что время бывших завскладами, которые пробивали себе дорогу хорошо подвешенным языком, прошло безвозвратно."