"Накануне выборов политтехнологи оказались в трауре
Жилец: Почем стоит похоронить?
Бригадир: По пятерке на лицо.
Жилец: А без покойника?
Бригадир: По трешке, хотя это и унизительно для коллектива.
М. Жванецкий. "Как шутят в Одессе"
"В уездном городе N* было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть"... Главной проблемой мастера Безенчука и владельцев "Нимфы" была нехватка покойников. Наивные! Для скорбного ритуала такая мелочь, как покойник, совсем необязательна. И вот одесский вариант "похорон без покойника" добрался до северной столицы, Точнее - до креативных голов промышляющих здесь пиарщиков.
Для начала принялись хоронить свободную прессу. В прессе, разумеется. Хоронили с таким размахом, что получилось нехорошо. Ситуация, когда десятки газет совершенно свободно кричали о конце свободы слова, выглядела просто нелепой. Для похоронного PR срочно требовался покойник. Любой. Даже немного живой. И "сыгравший в ящик" вскоре нашелся.
Не успели случиться на ТРК "Петербург" кадровые перестановки, как по центру города за старым телевизором двинулась погребальная процессия. Хоронили, как было объявлено изумленной публике, свободное телевидение. Это ничего, что ТРК живо-здорово. Неважно, что лишенные "свободного телевидения" жители Санкт-Петербурга потери не заметили. Пустяки, что назвать право хвалить Владимира Яковлева и мочить его противников свободой, право, неловко. Это все мелочи. Извините, господа, покойник еще не подошел, начинаем без него. Пресса здесь? Поехали!
Потом отпевали свободные выборы. Начали неплохо, но с каждым новым кандидатом пение становилось все более фальшивым. Разочарованные слушатели потянулись к выходу. Ну не походили выборы губернатора на безальтернативные, хоть ты тресни!
И они треснули.
Теперь уже, наверное, никто не разберется, что там за дела были с подписями. То ли ГУВД недосчиталось, то ли Горизбирком обсчитался, га ли сборщики подписей схалтурили. Да кого это волнует! Главное -погребальное шоу было подготовлено и проведено на высшем уровне.
Как только прозвучала волшебная фраза "мертвые души", началось Большое Траурное Представление перед Мариинским дворцом. С изумительной оперативностью к месту событий прибыли "мертвецы" и журналисты. Пирамидка, цветы, свечечки, "я живой, у меня и паспорт есть". Имели отношение "воскресшие избиратели" к фальшивым подписям или нет, так и осталось невыясненным. Да и зачем? Это мелочи. Цель достигнута: еще ничего не предложившие городу кандидаты опять в центре внимания.
Похоже, в Питере формируется новый вид бизнеса - погребальные пиар-конторы, которые, "хотя это и унизительно для коллектива", могут организовать для вас похороны где угодно, когда угодно и чего угодно. Эффектно, стильно, психологически точно. Продуманное цветовое решение: траурно-черное в сочетании с девственно-белым и кроваво-красные вкрапления гвоздик. Сердобольные прохожие роняют слезы. Впрочем, эти церемонии не для прохожих: черно-бело-красное так эффектно подается в статьях и смотрится на экране! Осталось при подготовке действа научить массовку "держать лицо". Того и гляди в газетах появятся объявления: "Солидной фирме по связям с общественностью требуются сотрудники со скорбным выражением лица".
Остается только надеяться, что после выборов по городу не пройдет похоронная процессия с десятком "усопших" губернаторов. Или пройдет? Может, и правда петербуржцев внезапно охватили похоронные настроения? Дескать, все хорошее позади, пора к переходу в лучший мир готовиться? Что-то непохоже. Выйдешь на проспект, посмотришь на лица горожан - да нет, нормальные, живые люди, ходят, смотрят, смеются, помирать не собираются.
Но современным безенчукам политтехнологий все это до высокого фонаря. Им надо предвыборные бюджеты осваивать. Спрос на экспертов по одурачиванию населения падает, конкуренция растет, и чтобы не пришлось переквалифицироваться в управдомы, надо срочно доказать, что ты разводишь электорат лучше всех."