В четверг британцу Хеманту Лакхани, арестованному ФБР за попытку продажи российского ПЗРК "Игла", предъявили обвинения в контрабанде оружия и пособничестве террористам. Его сообщников - гражданина Малайзии Мойнуддина Ахмеда Хамида и богатого нью-йоркского ювелира Иехуди Эбрахама - обвинили в отмывании денег. "Известиям" удалось выяснить подробности операции спецслужб США, России и Великобритании, которая продолжалась почти 20 месяцев .
"Первые контакты Хеманта Лакхани с офицером ФБР, который от имени исламской террористической группировки стал интересоваться покупкой оружия, начались еще в декабре 2001 года. Следствие утверждает, что до 12 августа 2003 года, когда Лакхани был арестован, они общались более 150 раз по телефону и при личных встречах. Все разговоры записаны на аудиопленку, а встречи - на видео. Разговаривали в основном на урду и хинди (из этого можно сделать вывод, что сотрудник ФБР, который теперь является главным свидетелем обвинения, - сам выходец из Индии).
Первая личная встреча агента ФБР ("покупателя") и Лакхани состоялась 17 января 2002 года в одном из отелей Нью-Джерси. Лакхани тогда сказал, что может продать любое оружие, включая ракетные комплексы. "Покупатель" заметил, что он представляет одну из сомалийских группировок, которая желает приобрести пока один переносной зенитно-ракетный комплекс, но в дальнейшем готова приобрести большую партию. Страна - производитель оружия террористов не волновала. Лакхани отметил, что побоялся привезти в США из Лондона полный список оружия, которым он торгует. Затем Лакхани показал агенту визитные карточки представителей различных фирм, производящих оружие, и заметил, что у него "там связи".
Затем Лакхани позвонил агенту и подтвердил, что "существует возможность приобрести ПЗРК". 25 апреля при личной встрече в том же отеле Лакхани описал "покупателю" технические характеристики нескольких моделей ПЗРК и спросил: "Как будет использована ракета?" "Для джихада, она попадет в самолет", - ответил "покупатель". "Все американцы сволочи", - кивнул в ответ Лакхани. 2 мая Лакхани сообщил своему партнеру , что встретился с потенциальным продавцом ракеты, а 16 мая по факсу прислал технические характеристики российского ПЗРК "Игла". Затем около двух месяцев стороны обсуждали пути поставки ракеты в США. 17 августа Лакхани заметил по телефону: "Вы, конечно же, хотите получить ракету к годовщине (он имел в виду годовщину терактов в Нью-Йорке. - "Известия"), однако доставить ракету сейчас очень рискованно". Контакты на время прекратились.
2 октября британец попросил предоплату в 30 тысяч долларов, заметив, что "ему придется дать много взяток" (однако ФБР уверено, что ни одной взятки Лакхани так и не дал). Затем "покупателю" позвонили из Лондона. Неизвестный дал ему контактный телефон представителя Лакхани в Нью-Йорке, которому и нужно было передать указанную сумму в банкнотах по сто долларов. Одновременно агенту сообщили номер однодолларовой купюры, которая будет у нью-йоркского представителя и удостоверит, что именно он должен получить деньги, - F83616063J. Было объявлено, что окончательная цена "Иглы" - 85 тысяч долларов. Представителем, предъявившим купюру, оказался нью-йоркский 75-летний ювелир Иехуди Эбрахам. В начале октября 2002 года он лично позвонил "покупателю" и оставил координаты своего магазина на Манхэттене - 5-я авеню, 580, офис 1206. 16 октября именно в этой конторе агент ФБР передал Эбрахаму 30 тысяч долларов задатка. Ювелир два раза пересчитывал деньги и оставил "покупателю" свою визитку.
В ноябре и декабре Лакхани и агент ФБР разговаривали еще несколько десятков раз, обсуждая вопросы дальнейшей оплаты товара. В этот период Лакхани почему-то стал очень нервничать. "Тебя поймают... - так ответил британец на предложение "покупателя" о переводе остатка денег на его счет в Лондоне. - Надо быть осторожным. Этот бизнес становится очень опасным. Я ничего не буду делать, если это будет очень рискованно".
11 февраля 2003 года Лакхани все же отправил агенту ФБР по факсу номер счета, на который нужно было перевести остальные деньги, а также копию статьи из газеты "Файнэншл таймс", в которой говорилось о незаконных поставках ПЗРК "Игла" из России в Ирак (этим он подтвердил возможность приобретения ракеты в России). 20 февраля агент получил счет от фирмы, зарегистрированной на Кипре, на оплату "запчастей для медицинского оборудования". Общая сумма счета - 60 000 долларов США. 4 марта эти деньги были переведены.
Наконец, в середине июня Лакхани пригласил "покупателя" в Москву "для окончательного завершения сделки". 14 июля они вместе с "покупателем" в Москве поехали на встречу с двумя представителями ФСБ России, выдававшими себя, в свою очередь, за продавцов. Чтобы найти "продавцов", по сведениям "Известий", Лакхани не понадобилось много усилий - сотрудники ФСБ, получив информацию от американских коллег, сами под видом сотрудников некоего российского оборонного предприятия вышли с ним на контакт с предложением о продаже оружия.
14 июля россияне продемонстрировали Лакхани и "покупателю" ПЗРК "Игла". "В действительности это была не ракета, а муляж", - подчеркнул агент ФБР Джеймс Тареко, готовивший обвинительное заключение по "делу Лакхани". Британский торговец оружием сказал "продавцам", что готов заплатить за ракету 70 тысяч долларов, но лишь после того, как ее погрузят на корабль в Санкт-Петербурге. На следующей встрече, которая прошла 15 июля в порту северной столицы, Лакхани сообщил, что хочет получить еще несколько ПЗРК, и написал на листке, который прилагается к обвинительному заключению: "Количество 50 шт. Доставка - с 15 августа по 30.08.03. Оплата: 10% вперед, остальное наличными в Нью-Йорке". 25 июля Лакхани по факсу передал "покупателям" документы, подтверждающие, что ПЗРК "Игла" отправлен в Балтимор из Санкт-Петербурга под видом медицинского оборудования.
Когда груз прибыл, Лакхани встретился в Нью-Йорке с "покупателем" и сообщил, что тому необходимо принести в офис Эбрахама задаток за 50 ракет - около 500 тысяч долларов. Деньги он должен был передать Мойнуддину Ахмеду Хамиду. 12 августа "покупатель" позвонил Хамиду и договорился о встрече в конторе Эбрахама. В тот же день полиция, ФБР и ФСБ завершили многомесячную операцию, арестовав всех трех участников сделки. На Лакхани наручники надели в порту Балтимора - прямо около вожделенного груза. Хамида и Эбрахама задержали в магазине престарелого ювелира.
Контрабандисты предстали перед судом
В четверг Лакхани появился в окружном суде штата Нью-Джерси, закованный в наручники. Во время 15-минутного выступления судьи он не проронил ни слова. Вместе с ним на скамье подсудимых сидел его сообщник - Мойнуддин Хамид. Для первых двух арестованных судья отклонил запрос об освобождении под залог. Для 75-летнего Иехуди Эбрахама, богатого еврейского ювелира, был объявлен залог в 10 миллионов долларов. К зданию тюрьмы пришли адвокат Эбрахама, его раввин и четверо детей. Адвокат сетовал, что судья установил слишком высокий залог, и настаивал на его снижении. Если обвинения против Лакхани и его сообщников подтвердятся, всем им грозит 15-летнее тюремное заключение и штраф в размере четверти миллиона долларов за контрабанду оружия, пособничество терроризму и отмывание денег. Если бы их судили просто за нелегальную торговлю оружием, то срок заключения не превысил бы десяти лет, зато штраф был бы большим - до одного миллиона долларов.
"