Наемники в Африке? Старо как мир. Только теперь англичан, немцев и французов теснят профессиональные военные из России, Украины, Белоруссии, готовые работать за скромную плату. Они водят самолеты в Анголе, Эфиопии и Заире, идут в бой в Эритрее и Судане, стреляют в Конго. Скоро ли все кончится? Вряд ли. Ведь это только началось...
"Почему именно в Африке и именно русские? Положим, "русскими" называют всех выходцев из бывшего СССР и чаще обнаруживают их на Балканах. Но в Африке их больше! У африканцев наибольшим спросом пользуются технари: континент под завязку набит российской техникой - самолетами, вертолетами, артсистемами, танками. И на всем этом там просто некому летать, бомбить, штурмовать, стрелять...
Откуда у хлопца ангольская грусть
В Анголе наши парни воюют без перерыва аж с 1975-го, только ныне уже на свой страх и риск, о чем "Собеседник" писал в 1999-м дважды в №5 - "Наемники ангольского неба" и в №14 - "Белые наемники черного континента". Встретить их можно по обе стороны фронта. Наибольшим спросом пользуются пилоты - военные и гражданские. Деятельность первых покрыта завесой жесточайшей тайны. Но известно, что они участвуют в боях, пилотируя ударные вертолеты МИ-24, штурмовики СУ-25, истребители МИГ-21 и МИГ-23, фронтовые бомбардировщики СУ-24. Пилоты "цивильные" летают по всей воюющей Анголе на транспортниках. Армейские "советники" из СНГ служат в правительственной армии и... в УНИТА. "Нам ведь тоже до зарезу требуются военспецы для трофейных машин", - выразился один из активистов-повстанцев.
В конце прошлого года УНИТА официально сообщила, что ее ПВО сбили пилотируемый русским летчиком штурмовик ВВС Анголы. Назвали и имя пилота - Игорь Валенченко. Поначалу считали, что тот в плену и его ждет военно-полевой трибунал повстанцев. Но затем унитовцы пояснили: Валенченко у них нет, хотя его СУ-25 они действительно подбили в Кангамбо ракетой. Летчик сумел вывести горящий штурмовик на контролируемую Луандой базу.
Еще осенью 1998-го несколько наших авиаторов, работавших в Анголе, утверждали в разговоре с авторами этих строк: почти всю боевую работу в воздухе выполняют бывшие советские офицеры. Последнее подтверждает и Служба безопасности Украины. В прошлом году Департамент контрразведки СБУ выявил целую сеть "африканских" вербовщиков, ведущих работу по найму высококлассных специалистов для обслуживания вертолетной, зенитной и бронетехники советского образца. Особо активны вербовщики в Винницкой и Ивано-Франковской областях. Почему? А они буквально набиты оставшимися там после развала СССР сотнями одних только вертолетчиков! Еще больше пэвэошников - там когда-то дислоцировалась армия ПВО: кадров хоть отбавляй, хватит и УНИТА, и Луанде...
Авиаторы-транспортники признают, что мирной их работу в Анголе назвать можно с натяжкой: на своих "бортах" они возят военные грузы - оружие, боеприпасы, солдат... Что подтверждают и оперативники управления "Т" (контрразведывательное обеспечение транспорта) Департамента экономической безопасности ФСБ: "Использование российских самолетов за границей, особенно в африканских странах, приводит к серьезному политическому и экономическому ущербу для России... Надо смотреть правде в глаза: российские самолеты перевозят в Африке и оружие, и боеприпасы, и наркотики".
По подсчетам авторов, лишь с осени 1998 года по лето 1999 года в Анголе было сбито не менее 8 российских транспортных самолетов типа АН-12 и АН-26, от 24 до 30 авиаторов попали в руки партизан УНИТА. Данные за более поздний период отсутствуют: стоило лишь Путину стать премьер-министром, утечка данных о пропавших в Анголе россиянах в момент прекратилась! Отчего, правда, самолеты сбивать не перестали. Точных данных о числе работающих за границей пилотов, в Анголе в частности, нет. Из Федеральной авиационной службы России однажды просочилась потрясающая цифра: только в Африке сейчас пашут минимум десять тысяч (!) авиаторов - пилотов, штурманов, бортинженеров, специалистов по наземному обслуживанию. Это лишь те, кто подписал относительно легальные контракты.
Самая печальная хохма в том, что сбивают наши АНы, МИГи и "сушки", очень даже может быть, хлопцы из Жмеринки и пацаны из Воронежа: иностранные наблюдатели зафиксировали появление у войск УНИТА ракет "Игла" и умеющих обращаться с ними наемников из СНГ. Летающие в Анголе пилоты убеждены: только бывшие советские офицеры способны столь профессионально управляться с техникой, эффективно сшибая своих бывших товарищей в ангольском небе.
Баксы с пальм Сьерра-Леоне
Эту страну на западе Африки поначалу трудно и на карте найти. Многие услышали о ней лишь тогда, когда туда отправился миротворческий контингент ООН, в том числе и российская вертолетная часть. Однако, оказывается, наши успешно воюют там уже много лет - как раз на стороне нынешних повстанцев! В январе 1999-го влиятельная лондонская "Таймс" и радиостанция "Немецкая волна" сообщили: сотни украинских наемников сражаются на стороне мятежников из Объединенного революционного фронта в Сьерра-Леоне. Цифры при этом по африканским меркам назывались достаточно крутые: в городе Макени, что в сотне миль от столицы Фритаун, замечены 300 украинских боевиков. Затем уже среди убитых повстанцев, атаковавших Фритаун, обнаружили тела троих украинцев.
Для активистов УНА-УНСО новость оказалась столь ошеломляющей, что они во Львове тут же собрали срочное совещание, на котором заявили: да, наши люди воюют в разных местах, но только не в Африке! И если нашли белые трупы, то как выяснили их украинскую принадлежность?
Только может оказаться, что вовсе не одни лишь украинцы сшибали баксы со сьерра-леонских пальм, но и москали. Практически незамеченным прошло отрывочное сообщение других агентств аж 1996 года о том, как 200 наемников именно из России и Украины споро учинили переворот в этой стране.
Волгоградец Виктор Макеев, бывший майор-вертолетчик, выпускник Сызранского военного авиационного училища, поведал, как в 1995-м ему предложили вступить в российско-украинскую вертолетную эскадрилью правительственных войск (последнее пусть вас не смущает: правительственные войска там регулярно становятся мятежниками, и наоборот). Оклад пообещали фантастический - 4500 долларов в месяц, не считая премиальных и доплат за боевые вылеты, каждые два месяца - двухнедельный оплачиваемый отпуск.
Летать майор должен был на хорошо знакомых ему машинах - закупленных еще в СССР МИ-24, состояние коих было просто ужасным. Но их быстро довели до ума техники из России. Командовал же эскадрильей бывший юаровский полковник Карл Альбертс. (Кстати, Боб Денар подтвердил, что такой человек существует и он лично с ним знаком.) Насколько можно понять, весь сыр-бор гражданской войны разгорелся из-за контроля над сьерра-леонскими залежами алмазов.
Экипажи эскадрильи Альбертса были русские, украинские и южноафриканские. Первой операцией наемников стал захват городка Бо, центра алмазодобывающей промышленности. По боеспособности правительственные части и мятежники поначалу особо не отличались: и те и другие при первых же выстрелах сбрасывали форму и разбегались по ближайшим деревням. Правда, вооружение повстанцев было получше, поскольку им помогали Куба, Ливия и соседняя Либерия. Поэтому успех чаще сопутствовал мятежникам, пока в воздух не взмыла русско-украинская эскадрилья с юаровским полковником во главе. То есть правительственные солдаты по-прежнему разбегались при первых же выстрелах, только теперь вдобавок стали разбегаться и повстанцы, стоило "русским" появиться над ними и пустить пару очередей. А уж когда МИ-24-е давали ракетный залп, правительственной пехоте оставалось собирать трофеи. Перелом в войне наступил зимой 1995-1996-го - когда на полную мощность заработала русско-украинская эскадрилья: повстанцев загнали в джунгли исключительно благодаря вертолетам, коих у противника не было.
Всего россияне и украинцы - более 200 бывших офицеров и прапорщиков - обслуживали девять вертолетов. Юаровцы в основном служили в сухопутных частях, поскольку справедливо считались отменными солдатами.
Русские штыки "эфиопских" солдат удачи
Разразившаяся в 1998-м война между Эфиопией и Эритреей стала буквально манной небесной для обнищавшего российского ВПК и застоявшихся без дела вояк. Первые достоверные сведения о "русском" военном присутствии на Африканском Роге можно датировать 25-26 февраля 2000-го: именно в один из этих дней пара эфиопских истребителей СУ-27 СК атаковала и сбила ракетами два эритрейских МИГа-29. Для СУ-27 это вообще было первое в истории боевое крещение. Но при чем тут наши? Бесстрастная электронная аппаратура четко зафиксировала, что пилоты вели радиообмен на "великом и могучем".
А имя первого подобного военспеца прозвучало еще 6 января 1999-го: полковник В. Мызин, пилотируя СУ-27 СК, во время выполнения демонстрационного полета на авиабазе Дебризей близ Аддис-Абебы вошел в штопор и раздолбал машину.
22 мая 2000-го эритрейцы заявили на весь мир: вторгшаяся в Эритрею эфиопская армия побеждает на штыках русских наемников. Были названы и имена: бывший начальник штаба Уральского военного округа генерал Анатолий Касиенко (в другой транскрипции - Касьяненко) трудился в генштабе Эфиопии, штаб ВВС Эфиопии фактически возглавлял генерал Иван Фролов - эксперт по истребителям-перехватчикам, другой генерал российских ВВС, Дмитрий Ефименко, "консультировал" эфиопов по части применения бомбардировочной авиации, за боеготовность войск ПВО отвечал полковник Евгений Обухов, служивший ранее в авиачасти ПВО на Кубинке. Среди других названных эритрейцами имен "эфиопских" военспецов прозвучали генерал Янаков, пилоты Голев, Белабров (в другой транскрипции - Белобров), Петров (увы, без имени-отчества установить сию персону нереально), Гудыма, Валиев и Кохановский...
Спустя несколько часов после начала скандала информация получила подтверждение из совершенно неожиданного источника. Полковник Владимир Нефедов, экс-представитель "Росвооружения" в Эфиопии, поведал: самолеты ВВС Эфиопии пилотируют российские летчики. А набирал этих "волонтеров" среди бывших офицеров ВВС (в том числе на Украине и в Белоруссии) генерал Яким Янаков, он же и командовал эфиопским аналогом легиона "Кондор". По крайней мере, одна фамилия уже сходится. Только сам полковник Нефедов, коего поначалу считали офицером ГРУ, скромно умолчал, что является советником ВВС... Эритреи! Вот и выходит, легионеры Янакова сбивали в африканском небе летчиков Нефедова...
Помимо прочего, в войне участвовали еще и десятки бывших авиаторов-транспортников - как военных, так и гражданских. Причем порой в качестве бомберов: эфиопы применяли АН-12 с русскими пилотами еще и как бомбардировщик, но не на фронте, а для бомбежки эритрейских деревень, не прикрытых системой ПВО.
Примерную численность наших "добровольцев" можно оценить лишь приблизительно. На стороне Эфиопии, которая оказалась наиболее кредитоспособной, воевали минимум 150 человек летного состава (пилоты истребителей, экипажи вертолетов и военно-транспортных самолетов), не менее 200 специалистов наземного обслуживания, порядка двух десятков штабных специалистов и столько же технических спецов - по артиллерии и электронным системам. Эритрея смогла завербовать не более 20-30 пилотов и столько же "наземщиков". Так что в разгар боев общая численность "русских" легионеров, месивших друг друга в воздухе и на земле, могла доходить до 500 человек - круто для нынешних африканских масштабов.
Конечно, далеко не все они приехали из России. Известно, что около года назад украинская контрразведка пресекла деятельность менеджера одной иностранной компании, который предпринял несколько попыток нанять бывших военнослужащих для обслуживания военной техники в Эфиопии.
Ни одна из сторон, обвиняя противника в использовании наемников из бывшего СССР, наличие таковых у себя не признает. Посол Эритреи в России: "Ничего подобного. У нас свои летчики. Все они эритрейцы". Эфиопы: "Летают эфиопские летчики. На земле технику обслуживают специалисты из России... В других подразделениях эфиопской армии российских офицеров нет..." Эх, покажите нам хоть одного африканца, могущего не только поднять в воздух МИГ-29 и СУ-27, но и вести воздушный бой. О посадке промолчим. "