ГЛАВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСТАНТИН ТИТОВ НЕ ЛИШЕН ТАЛАНТОВ: ПРОВОРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННИК, ОБЛАДАТЕЛЬ ЧУТКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО НЮХА, РАДЕТЕЛЬ СИРОТ И МАТЕРЕЙ. ОБРАЗ «ДОБРОГО САМАРИТЯНИНА» УДАЛСЯ – ХВАЛА ИМИДЖМЕЙКЕРАМ. ОДНАКО ДОБРОТА «ДОБРОГО САМАРИТЯНИНА» ОЧЕНЬ ИЗБИРАТЕЛЬНА И РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ТОЛЬКО НА ТЕХ, КТО ОСОБЕННО ПОЛЕЗЕН В КОНКРЕТНОЙ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СИТУАЦИИ
"ВЗЛЕТ АВИАТОРА
Уроженец Куйбышева Константин Алексеевич Титов начинал фрезеровщиком на Куйбышевском авиационном заводе. Став бортмехаником на том же предприятии, молодой, но не лишенный живости ума и тяги к лидерству Титов был избран замсекретаря заводского комитета комсомола. Подавшемуся в куйбышевский плановый институт «авиатору» вновь подфартило: он стал секретарем местной комсомольской ячейки и прыгнул из «эмэнэсов» в руководители научно-исследовательской экономической лаборатории. А уже в апреле 1990 года 46-летний специалист возглавил Куйбышевский горсовет. Но планка главы областной ячейки Компартии для Титова оказалась явно заниженной, и он, упоенный идеями демократии, расправил паруса, ожидая, с какой стороны подует ветер. Первый бриз повеял из Москвы, когда Руцкой пригласил доселе нейтрального Титова в ряды созданной им НПСР. С тех пор выпускник Самарского авиационного института начал заигрывать со свежими демократическими силами и, как председатель горсовета, поддержал руководство независимой России, заявив, что считает создание ГКЧП неконституционным и противоречащим здравому смыслу. Здесь бывший комсомольский вожак расчетливо сыграл на руку федеральному Центру, который как раз подыскивал лояльных себе губернаторов. Москва не осталась в долгу, и указом президента Ельцина от 31 августа 1991 года Константина Титова назначили губернатором Самарской области, где и началась настоящая трехактная пьеса, изобилующая пикантными подробностями политкокетства и молчаливой вражды. Самарского губернатора и Кремля.
По мнению самарских экспертов, Титов является «полновластным хозяином» региона, контролируя помимо вверенных ему политических структур деятельность промышленных и коммерческих кругов. Этакий региональный руководитель местного «союза промышленников и предпринимателей», который в любой момент может сорваться и применить к самарскому бизнесу меры внеэкономического давления и останется при этом не в «убытке». По некоторым – неофициальным – данным, Константин Алексеевич завел себе счет в британском банке, о чем наслышаны местные органы безопасности. Органы, естественно, держат язык за зубами и молчат о выводе титовского капитала за границу, ибо четко понимают, что зависят от хозяина области, а тот близок к федеральным властям и к тому же ведает вопросами распределения средств и фондов в регионе.
С самого начала губернаторства «самаритянин» был в фаворе у Кремля. В ноябре–декабре 1993 года глава администрации Самарской области специально для поддержки своих кандидатов в Федеральное собрание создал Самарское областное объединение поддержки реформ (СОПР) под своим руководством. СОПР щедро финансировали все те же самарские предприятия и банки, как утверждают злые языки, не без «щучьего веления» Титова. А в кресло зама новой конторы самарский губернатор посадил «своего человека» Юрия Бородулина, которого он в свое время сделал представителем президента в Самарской области. Согласие на назначение Бородулина было дано федеральными властями в обмен на поддержку Титовым кандидатуры Шумейко на пост спикера верхней палаты парламента.
БИЗНЕСМЕН С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ
С усилением авторитета и политического веса в «трудовой книжке» Константина Алексеевича появлялись новые должности, где-то даже плохо совместимые с губернаторством. Титов – член совета директоров АО «Всероссийский автомобильный альянс» (знаменитая АВВА) вместе с гендиректором АО «АвтоВАЗ» Каданниковым и гендиректором АО «ЛогоВАЗ» Борисом Березовским. Титов – патрон проекта, предусматривающего создание в Самарской области региональной компьютерной сети. В декабре 1993 года для реализации этого проекта самарский губернатор распорядился создать АО «Волгоинформсеть» с уставным капиталом в 1,5 миллиарда рублей. Далее, страховая компания «Аско» по собственной инициативе преподнесла Титову страховой полис на 10 млн. рублей. Губернатор был застрахован... от проигрыша на выборах, а также от несчастного случая в день выборов. Нештатной ситуации, конечно, произойти не могло, но фирма сделала себе рекламу, а помощники губернатора тут же заявили о поддержке Титова самарским бизнесом.
Но уже летом 1993 года группа депутатов Самарского облсовета обвинила Титова в том, что его поездка в Израиль финансировалась коммерческими структурами. В ответ на это Титов заявил, что транспортные расходы оплачивались администрацией области, а расходы, связанные с пребыванием в Израиле, – государством Израиль. Осенью того же года Константина Алексеевича «поймали за руку» представители самарских СМИ, которые обвинили его в нарушении Закона «О средствах массовой информации». Но кратковременные вылазки местных журналистов против губернатора были для Кремля не новостью, и прецеденты заминались, несмотря на серьезность обвинений. Благоволение Кремля–Ельцина распространялось так далеко, что после приватизации предприятий, включенных в состав нефтяной компании ЮКОС, – ПО «Самаранефтеоргсинтез» и «Куйбышевнефтеоргсинтез» – Константин Титов предложил российскому правительству передать 20% акций ЮКОСа Самарской области в лице ее администрации, в своем то бишь лице.
С конца апреля 1995 года Константин Титов возглавил самарское отделение движения НДР, став его сопредседателем. На партийном поприще гений самарского «авиатора» опять воссиял: он призвал жителей области поддержать движение во главе с премьер-министром Виктором Черномырдиным. Председатель правительства, в свою очередь, высоко оценил авторитет Титова и его готовность к решению региональных проблем своими силами, не дожидаясь указа сверху. И уже в июне 1995 года Черномырдин заявил, что Титов может быть включен в состав правительства. С тех пор Константин Алексеевич маниакально лелеет эту надежду, и, по отзывам лиц, близко знающих его, Титов «видит себя в кресле федерального министра», что настораживает нынешний Кремль.
ВСЛЕД УХОДЯЩЕМУ СРОКУ
Сегодня Титов перестал быть выгодным. Во-первых, он по привычке как-то смело пытается действовать. Во-вторых, он стал экономически независим: президент Ассоциации экономического взаимодействия «Большая Волга», которая разрабатывает собственную концепцию Налогового кодекса России, член совета директоров международной авиационной корпорации «Авиакор». В-третьих, конечно, Титов уже выработал свой «ресурс годности», «верой и правдой» отслужив своему региону три срока. Последний выдался для него особенно беспокойным – им заинтересовалась Генпрокуратура, расследующая хищение нескольких тысяч автомобилей с «АвтоВАЗа», к которому Константин Алексеевич имеет непосредственное отношение. Некоторые российские СМИ писали (насчет основательности этих утверждений судить не берусь), что Константин Титов, будучи сопредседателем НДР, дружил с организованной преступностью – куда ж у нас без нее, родимой! А по словам председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, в середине 1995 года Титов сподобил Поволжское региональное таможенное управление ввести практику штрафов и конфискаций с иностранных физических и юридических лиц. Полученные средства в десятки миллионов долларов зачислялись на особый расчетный счет в НГС-банке. «Добрый самаритянин» использовал их для финансирования избирательной кампании на выборах в декабре 1995 года в Федеральное собрание.