В похищении Кукуры подозреваются бывшие сотрудники администрации Смоленской области
""Известия" выяснили новые подробности похищения вице-президента "ЛУКОЙЛа" Сергея Кукуры . По версии правоохранительных органов, заказчиком этого преступления были бывшие чиновники из администрации Смоленской области, а непосредственными исполнителями - местные бандиты во главе с криминальным авторитетом Владимиром Винокуровым (он же Винокур или Веня). Камнем преткновения стали деньги, выделенные "ЛУКОЙЛом" на строительство Старой Смоленской дороги. Бизнесмены при этом не поделились с чиновниками. Те обиделись и решили взять свое силой.
Первый вице-президент "ЛУКОЙЛа" Сергей Кукура был похищен рано утром 12 сентября прошлого года. Около железнодорожного переезда в районе Внукова дорогу его "Мерседесу" преградила "Волга" с синими милицейскими номерами. Оттуда выскочили трое мужчин в камуфляжной форме и масках. Пересадив Кукуру в свой автомобиль, преступники скрылись, предварительно вколов охраннику и водителю бизнесмена сильнодействующее снотворное. Вскоре преступники потребовали за заложника выкуп - 3 млн долларов и 3 млн евро. Однако через 13 дней похитители освободили Сергея Кукуру в Брянской области, и он на такси вернулся домой.
Найти ответ на вопрос, кто и почему похитил Сергея Кукуру, стало возможно после ареста в июне этого года известного смоленского авторитета Юрия Стаценко (Стэц), который, по его собственному признанию, и организовал похищение. ("Известия" подробно рассказывали об этом 15 июля.) Что он сообщил оперативникам - об этом чуть позже. Вначале - о сделке по строительству Старой Смоленской дороги, из-за которой и был похищен господин Кукура.
В середине 90-х годов правительство задумало сделать трассу Москва-Минск платной. Но для того чтобы брать с водителей деньги, нужно было построить альтернативную бесплатную дорогу. Вот тогда и вспомнили о Старой Смоленской дороге, которая проходит параллельно М-1, соединяя Белоруссию со Смоленском, Вязьмой и Московской областью.
Однако эту дорогу протяженностью 350 км не ремонтировали больше 20 лет, и она требовала серьезной реконструкции, стоимость которой оценивалась в 500 миллионов рублей. Таких денег ни у Федерального дорожного фонда, ни у администрации Смоленской области не было. В лучшем случае они могли выделить четверть необходимых средств. В этот момент в Смоленске и появились эмиссары "ЛУКОЙЛа".
На тот момент "ЛУКОЙЛ" был должен ФДФ более 300 млн рублей. Эти деньги в порядке взаимозачета и решили пустить на строительство трассы. Инициаторами такой сделки выступили бывший советник по экономическим вопросам руководителя области Александр Бубнов и вице-губернатор Юрий Балбышкин. Именно они посоветовали экс-губернатору Александру Прохорову взять в качестве контрагента компанию "ЛУКОЙЛ" и познакомили его с братьями Магомедовыми, старший из которых являлся одним из руководителей двух близких к "ЛУКОЙЛу" фирм - "Алькорт" и "Венор".
В начале 1999 года ФДФ выделил 90 млн рублей, а нефтяная компания согласно трехстороннему договору с фондом и администрацией Смоленской области - еще 275 млн рублей. В конце строительства еще 30 млн рублей обязалась вложить администрация области. В качестве генподрядчика было выбрано Вяземское городское дорожное ремонтно-строительное управление (ГДРСУ).
Гром грянул через год. Прокуратура Смоленской области возбудила уголовное дело по факту хищений при строительстве дороги.
- Оказалось, что из 90 млн рублей, выделенных Федеральным дорожным фондом, 80 млн было разворовано строителями. На эти деньги, выражаясь языком финансистов, были куплены "фантики" - векселя неликвидных фирм, а также по астрономическим ценам приобретена дорожная техника, оплачены некие юридические и консалтинговые услуги, - вспоминает бывший прокурор Смоленской области Юрий Агарков. - В результате были арестованы советник губернатора Александр Бубнов и заместитель губернатора Юрий Балбышкин. Губернатору Прохорову же было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.
Позднее это дело передали для расследования в управление Генпрокуратуры по ЦФО. В отношении первых двоих дела были прекращены - в отличие от Прохорова они не ставили под документами своих подписей. Экс-губернатору же инкриминировали то, что он не провел тендер на строительство, поручив "осваивать" финансовые потоки Вяземскому ГДРСУ, в котором работало всего несколько десятков человек. Кроме того, он якобы незаконно делегировал право распоряжаться деньгами директору ГДРСУ Владимиру Кабакову, в результате чего средства и были использованы не по назначению.
В беседе с корреспондентом "Известий" Александр Прохоров напрочь отмел все обвинения в свой адрес. "Это дело было возбуждено по инициативе тогдашнего главы Смоленского УФСБ Виктора Маслова (ныне губернатора. - "Известия"), - утверждает он. - В 2000 году он принял решение баллотироваться на пост главы области и хотел любой ценой дискредитировать меня. Что ему с успехом удалось. Но если бы не это уголовное дело, дорогу давным-давно построили бы".
Если с судьбой 90 миллионов рублей все более-менее ясно, то куда делись лукойловские 275 млн рублей, которые тоже изначально поступили на счет Вяземского ГДРСУ, толком неизвестно. После того как деньги были перечислены Вяземскому ГДРСУ и Федеральный дорожный фонд зачел долг нефтяной компании, средства были переведены на счета близких с "ЛУКОЙЛом" фирм братьев Магомедовых - "Алькорт" и "Венор". Взамен эти структуры должны были поставить топливо и дорожную технику, однако поставки были выполнены не в полном объеме. Куда делись деньги из "Алькорта" и "Венора" - неизвестно. Правоохранительные органы не проводили соответствующих экспертиз. Следователи полагают, что именно из-за этих денег испортились отношения между Сергеем Кукурой, который отвечал в "ЛУКОЙЛе" за эту сделку, и заместителем губернатора Юрием Балбышкиным, который способствовал подписанию договора.
Здесь самое время вернуться к арестованному Юрию Стаценко. Сразу оговоримся, что он дал свои показания не под протокол, и их нельзя рассматривать как доказательство, которое может быть использовано в суде. Просто в ходе одной из "задушевных" бесед со следователем он разоткровенничался, а в кабинете работал диктофон.
Итак, по версии Юрия Стаценко похитить вице-президента "ЛУКОЙЛа" ему поручил известный смоленский "авторитет" Владимир Винокуров. Веня объяснил, что Кукура задолжал около $3 млн "хорошим людям", бывшим руководителям администрации Смоленской области. При этом Стаценко предположил, что этим "хорошим человеком" являлся бывший заместитель губернатора Юрий Балбышкин, которого с Винокуром связывала давняя дружба. В свое время их обоих даже подозревали в организации убийства депутата Смоленской областной думы, директора ликеро-водочного завода "Бахус" Сергея Колесникова. В июле 2000 года его "Альфа Ромео" была расстреляна на трассе Москва-Минск.
По словам Стаценко, он вместе с несколькими подельниками целый месяц выслеживал Сергея Кукуру. Похитив, они вывезли его в поселок Шабель Хиславичевского района Смоленской области, где продержали 13 дней в заброшенном доме. При этом свои услуги бандиты оценили в 3 млн евро.
Но тут произошло невероятное. Стаценко, чей жизненный девиз всегда был "Нет человека, нет проблемы", без согласования с Винокуром вывез заложника в соседнюю Брянскую область и отпустил. Свой поступок он объяснил тем, что понял: выкуп, "не засветившись", не получишь. После этого разгневанный Винокур заказал Юрия Стаценко, но тот опередил своего шефа. 11 октября 2002 года Винокур был расстрелян в джипе Toyota Land Cruiser при выезде на автодорогу Смоленск - Рославль в Починковском районе. Официально Юрию Стаценко предъявлено обвинение именно в этом преступлении.
Конечно, рассказ Стаценко не претендует на истину, тем более что под протокол он ничего не говорил. Но все-таки в Смоленске уверены, что все так и было.
В свою очередь в пресс-службе "ЛУКОЙЛа" заявили корреспонденту "Известий", что им "уже надоели журналистские сказки о похищении вице-президента "ЛУКОЙЛа" Сергея Кукуры". "Наша компания действительно участвовала в строительстве Старой Смоленской дороги, - пояснили в пресс-службе. - "ЛУКОЙЛ" все свои обязательства выполнил в полном объеме. Очень странно, что нас пытаются обвинить в каких-то финансовых аферах и связать с криминальными авторитетами. Все это ничего общего с действительностью не имеет. Недавно Мособлпрокуратура приостановила уголовное дело о похищении Кукуры. Это еще раз подтверждает, что история со строительством дороги в Смоленской области никак не связана с этим преступлением".
Сам Сергей Кукура, который в "ЛУКОЙЛе" курировал этот проект, по словам представителей пресс-службы, от комментариев отказался.
Уголовные дела Юрия Балбышкина
Бывший вице-губернатор Смоленской области Юрий Балбышкин, курировавший в администрации комитеты по инвестициям, внешнеэкономическим связям, торговле и малому бизнесу, неоднократно попадал в поле зрения следствия. Первый раз он был задержан 24 октября 2000 года по делу об убийстве гендиректора винно-водочной фирмы "Бахус" Сергея Колесникова. Однако тогда ему не предъявили никаких обвинений и вскоре выпустили. Правда, через несколько месяцев ему инкриминировали злоупотребление служебными полномочиями и неуплату налогов. Всего Балбышкину вменялось четыре эпизода. Суд, в частности, рассматривал продажу фирме "Брынцалов-А" трех спиртозаводов, принадлежавших АО "Бахус", и участие в этой сделке Юрия Балбышкина, входившего в совет директоров "Бахуса". Однако никакой материальной заинтересованности чиновника в сделке следователи прокуратуры не обнаружили (денег от продажи он не получил) и квалифицировали поступок вице-губернатора как злоупотребление "из иной личной заинтересованности". Такую же услугу, как установило следствие, Юрий Балбышкин оказал и при продаже крупного предприятия "Вязьмозернопродукт" фирме "Агрохолдинг", также находящейся под контролем господина Брынцалова. Хотя прокурор требовал для Балбышкина шесть лет тюрьмы, суд признал его виновным только в неуплате налогов. Судья дал ему два года лишения свободы условно и тут же амнистировал. Однако год спустя Юрий Балбышкин был объявлен в федеральный розыск за другие должностные преступления. В апреле 2002 года его даже задерживали в Москве, но вскоре отпустили. Где сейчас находится Балбышкин и чем занимается, неизвестно. Связаться с ним корреспонденту "Известий" не удалось."