"Финансовый шантаж, или "гринмейл", при всей своей нереспектабельности довольно распространенное в западной акционерной практике явление. Если у вас есть довольно крупный пакет акций какой-либо корпорации, то вы всегда имеете возможность покачать права, поиграть на нервах наемного менеджмента и получить в качестве отступного приличную компенсацию. В российский оборот понятие "гринмейл" вошло пару лет назад, когда международный инвестор с репутацией завзятого "гринмейлщика" Кеннет Дарт небезуспешно упражнялся в оттачивании своего мастерства на контролирующих "Сибнефть" и ЮКОС российских олигархах. Похоже, что первый отечественный пример использования тактики с атрибутами "гринмейла" ныне демонстрирует бывший депутат Госдумы, министр финансов и глава налоговой службы Борис Федоров, числящийся членом советов директоров трех крупнейших российских компаний - "Газпрома", "ЕЭС России" и Сбербанка. Во всяком случае, требования проведения "независимого аудита" и смены менеджмента "Газпрома" укладываются в стандартную для "гринмейла" схему. Но это - день сегодняшний. А в недавнем прошлом "Объединенная финансовая группа" (ОФГ) Бориса Федорова (в этой компании ему принадлежат 60% акций) заработала, по мнению английской The Times, не менее полумиллиарда долларов на создании "серого" рынка газпромовских акций.
КАК известно, рынок акций "Газпрома" разделен президентским указом от 28 мая 1997 года на два в принципе не сообщающихся между собой сегмента: рынок для резидентов и рынок для нерезидентов. В преамбуле указа сказано, что делается все это "в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации", хотя понятно, что инициаторы указа преследовали цель не допустить скупки иностранцами крупного пакета с возможностью дальнейшего влияния на руководство РАО. Указ ограничил долю нерезидентов в капитале "Газпрома" четырнадцатью процентами (впоследствии доля законодательно увеличена до 20%) и привел к вполне прогнозируемым последствиям: рынок акций РАО разделился на внутренний и внешний. Разница между ценой акций "Газпрома" на этих рынках весьма значительна: достаточно сказать, что сейчас на Московской фондовой бирже, на которой сосредоточен внутренний рынок, акция "Газпрома" стоит около 9, 4 руб. ($0, 33), а на Франкфуртской фондовой бирже, где торгуются ADR "Газпрома", цена одной акции составляет 0, 68 евро ($0, 61). Значительная разница на вполне ликвидный товар привела к появлению так называемого серого рынка "газпромовских" акций.
Жизнь в сером цвете Кем бы ни были составители президентского указа, но в предусмотрительности им не откажешь: в тексте они постарались прописать по максимуму все варианты противодействия возможному обходу иностранцами ограничений на покупку акций. В указе содержится совершенно четкое определение того, кого следует считать нерезидентом: это не только 100-процентные иностранные юридические лица, но и организации, созданные на территории России, в уставном капитале которых нерезидентам принадлежат 50 и более процентов участия ("дочки"), а также российские компании, созданные при 50 и более процентном участии этих "дочек" (то есть "внучки" по отношению к иностранным учредителям). Таким образом, был поставлен теоретический заслон всем попыткам нерезидентов покуситься на святая святых российского фондового рынка. Но теория, как водится, проверяется практикой, и она не замедлила показать себя. Аффилированные с ОФГ Бориса Федорова кипрские фирмы Parbury Trading и Arroll Investments (первая из них является одним из учредителей самой ОФГ) летом 1997 года зарегистрировали в поселке Агинском Читинской области и Москве ряд фирм (см. схему). Все многочисленные российские "дочки" кипрских офф-шоров учреждались для того, чтобы на первом-втором месяце своего существования поменяться учредителями в самых разнообразных комбинациях. Все "рога и копыта" имели не только общий адрес регистрации и общих учредителей, но и одних и тех же людей в качестве номинальных руководителей.
В результате всех сложных процедур доля кипрских нерезидентов в капитале читинских и московских контор не превышала 40 - 45%, но запутанное перераспределение привело к тому, что совместно контролируемая нерезидентами доля капитала отдельно взятого ООО фактически составила около 70%! Далее читателю предлагается догадаться, чем занялись формально не подпадающие под действие президентского указа фирмы. Разумеется, скупкой акций "Газпрома" на внутреннем рынке. Бухгалтерские балансы многочисленных "правнучек" ОФГ показывают, что никакой прибыли, кроме дивидендов с акций, они не получали, а следовательно учреждались исключительно ради скупки акций газовой монополии.
Загадочные контрагенты
Борис Федоров, как человек предусмотрительный, сумел изрядно запудрить мозги контролирующим органам - в первую очередь ФКЦБ, которая контролирует исполнение указа о разделении рынков акций. Однако в англоязычном рекламном буклете ОФГ в общем перечне услуг, оказываемых компанией, говорится: "Управление структурированных продуктов "Объединенной финансовой группы" предоставляет клиентам возможность инвестирования в российские ценные бумаги, которые по российскому законодательству не могут приобретаться нерезидентами. С помощью финансовых структур, создаваемых управлением, клиенты имеют возможность инвестировать в акции российских компаний, таких как "Газпром" и Сбербанк...".
На прошлогоднем собрании акционеров РАО Борис Федоров был избран в совет директоров "Газпрома" от инвесторов, владеющих около 10% акций. При этом российские компетентные органы считают, что в результате скупки, развернутой аффилированными с ОФГ структурами, в их номинальном держании находится около 6, 2% акций "Газпрома".
Кто поддался соблазну воспользоваться схемой ОФГ и по дешевке купить акции на "сером" рынке? На этот счет единого мнения не существует. Дело в том, что иностранцы, владеющие акциями, приобретенными по "серой" схеме, сильно рискуют: ведь если структуры ОФГ, скупавшие акции, будут признаны нерезидентами, то все заключенные ими на внутреннем рынке сделки с акциями "Газпрома" могут быть признаны ничтожными. Поэтому и иностранцы, пошедшие на такой риск, должны быть инвесторами довольно специфическими. В иностранной прессе мелькали имена общеизвестных международных спекулянтов наподобие Кеннета Дарта, Джорджа Сороса и братьев Чандлеров - австралийских мультимиллионеров - налоговых резидентов Монако. В силу своей специализации на сомнительно-рискованных инвестициях от инвесторов этой категории можно ожидать всякого, в том числе и покупки акций "Газпрома" на внутреннем рынке. Сам Федоров отрицает наличие - в частности, Дарта среди своих контрагентов, однако отказывается поименно назвать акционеров, поддержавших его доверенностми. Комментировать "К" этот вопрос, а равно и ряд других, Федоров категорически отказался.
Сядем все
Как и следовало ожидать, внутренний рынок прореагировал на активную скупку акций ростом котировок "Газпрома", а цена акций на внешнем рынке снизилась. Последнее обстоятельство сильно огорчило иностранных инвесторов, вложившихся в ADR. Их потери, согласно данным западной прессы, составили не менее $2, 3 млрд. Иностранцы занервничали: они стали писать письма руководству и совету директоров "Газпрома" (в том числе и Федорову), а британский трейдер Саймон Коуквелл, известный по кличке "Сорвиголова", планирует предъявить судебный иск Борису Федорову и "Газпрому" в связи с нарушением условий соглашения с иностранными держателями ADR.
Реакция Бориса Федорова неподражаема: в своем обычно-развязном стиле, характерном даже для его вполне официальных писем, он переложил всю ответственность за "развязывание истеричной и наглой кампании по дискредитации меня и независимых акционеров" на менеджмент "Газпрома", который он неоднократно пытался вывести на чистую воду, то критикуя за непрофильные инвестиции, то навязывая "Газпрому" аудиторскую проверку фирмой Deloitte & Touche (забавное совпадение: офф-шорная "дочка" "ОФГ" - UFG Limited - зарегистрирована на острове Мэн по адресу местного отделения Deloitte & Touche, а директор UFG является бухгалтером и партнером в той же аудиторской фирме. Надо иметь в виду, что дополнительная аудиторская проверка "Газпрома" обошлась бы РАО, по признанию Рема Вяхирева, в $1 млн, который достался бы аудиторам). Впрочем, последние действия "честных" нерезидентов, кажется, задели Федорова за живое. Он косвенно признал наличие у ОФГ особых схем работы с акциями "Газпрома" и не замедлил "сдать" другие фирмы, также, по словам Федорова, "предлагавшие структуры и схемы, схожие с предлагаемыми ОФГ". В список Федорова попали такие финансовые гранды, как Deutsche Bank, Salomon Brothers, Kredientanstalt, "Тройка-Диалог" и другие. Волочение хомута в одиночку в планы Бориса Григорьевича определенно не входит. "