Многим сегодня кажется, что на грядущих губернаторских выборах все уже ясно: слишком велик отрыв лидера. Однако исследования показывают, что на деле все не так просто.
Кто придет, кто не придет?
В последние дни июля Центр изучения и прогнозирования социальных вопросов (ЦИПСВ) провел опрос более двух с половиной тысяч (2590) избирателей Петербурга.
По данным ЦИПСВ, твердое намерение участвовать в предстоящих губернаторских выборах выразили 28,5%, и немногим менее трети (31,8%) потенциальных избирателей округа обнаружили желание участвовать в голосовании с заметно меньшей уверенностью.
Остальные опрошенные ЦИПСВ петербуржцы с той или иной определенностью заявили о своем нежелании участвовать в выборах. В том числе 25,7% сделали данное заявление с некоторой уклончивостью, а 14,0% заявили об этом вполне определенно. Как показывают специальные наблюдения, последние обычно оказываются наиболее последовательными в реализации своих намерений и в предстоящих выборах участвовать определенно не будут.
Почти с той же определенностью можно предсказать и поведение уклонившихся от какого-либо заявления об отношении к выборам: они в голосовании участвовать, как правило, не будут. Менее последовательны те, кто заявляет о намерении участвовать в голосовании без особой уверенности. В лучшем случае на избирательные участки придет лишь половина из них.
Те, кто твердо заявляют о своем намерении участвовать в голосовании, более последовательны. Обычно к избирательным урнам приходят почти все из них и до половины тех, кто заявляет об этом без особой уверенности.
Поэтому можно считать, что, будь выборы в конце июля, в них приняли бы участие примерно 44,5% (28,5% "непременны" плюс половина из 31,8% "возможны") списочного состава петербургских избирателей. Но выборы пройдут 21 сентября, а потому следует учитывать возможность изменения ситуации.
Информационная активность СМИ и различных участников избирательной кампании может оказать определенное влияние на показатель активности избирателей, сдвинув его на какое-то количество пунктов либо в сторону минимума - 28,5% (то есть проголосуют только "непременные"); либо в сторону максимума - 60% (28,5% "непременных" + 31,8% "возможных") списочного состава всех петербургских избирателей. Последнее произошло бы в том случае, если бы все допускающие возможность участвовать в выборах на самом деле пришли бы к избирательным урнам. Однако на практике это крайне маловероятно.
И еще один важный вывод, вытекающий из результатов исследования. Хотя нижняя планка участия в голосовании, предусмотрительно установленная на 20%-ной отметке, определенно будет преодолена, весьма вероятно, что итоги выборов и в этот раз определят политические и личностные предпочтения относительно небольшой части петербуржцев, имеющих право голоса. Предпочтения голосующего меньшинства существенно отличаются от мироотношения и системы приоритетов тех, кто выражает свое политическое сознание через отказ от участия в голосовании.
Расклад предпочтений
Безусловным лидером предпочтений, опирающимся на поддержку примерно четверти (24,3%) от численности всех местных избирателей, является полномочный представитель президента В. Матвиенко. Лидер местной организации "Яблока" М. Амосов имеет 5,9%, а вице-губернатор А. Маркова - 4,7%.
Далее следуют: выбывший из борьбы накануне завершения опроса Ю. Шутов с 3,0%; депутат Государственной Думы П. Шелищ - 1,9%; лидер местной организации СПС Г. Томчин (так и не подтвердивший свое выдвижение) - 1,9%; бывший председатель Госкомимущества Сергей Беляев - 1,5%; председатель национально-патриотической партии "Свобода" Юрий Беляев - 1% (впоследствии не вышедший на регистрацию).
Остальные претенденты на губернаторский пост делят между собой около 2,5%; тогда как вся совокупность вступивших в борьбу кандидатов разделила между собой около половины (46,8%) голосов петербургских избирателей.
Среди другой половины избирателей: 14,7% заявивших о своем твердом намерении не участвовать в предстоящих выборах; 5,2% заявивших о своем намерении голосовать "против всех"; 3,6% сообщивших о своем безразличном отношении к тому, кто будет следующим губернатором; и 30,5% затруднившихся сделать однозначный выбор из предложенного им списка.
У тех, кто непременно будет участвовать в предстоящих губернаторских выборах, В. Матвиенко набирает 40,2%, М. Амосов - 8,9%, А. Маркова - 7,7%, Ю. Шутов - 5,2%, П. Шелищ - 3,7%, С. Беляев - 2,4%, Г. Томчин - 1,9%, Ю. Беляев - 1%, а все остальные - около 3,8%. При этом количество не сумевших определить своих предпочтений здесь составляет всего 17,5% (при 30,5% среди всех потенциальных избирателей); намеренных голосовать "против всех" - 3,8% (во всей совокупности было 5,2%), а "безразличных" и того меньше (2,0%).
Среди тех, кто не уверен в своем участии в предстоящих выборах, количество не сумевших определить своих предпочтений заметно больше и составляет уже 38,9% (при 17% среди "непременных" и 30,5% среди всех потенциальных избирателей); а намеренных голосовать "против всех" - 5,8% (во всей совокупности было 5,2%). При этом В. Матвиенко набрала здесь лишь 29,02%, М. Амосов - 6,6%, А. Маркова - 4,6%, Ю. Шутов - 3,7%, Г. Томчин - 2,2%, С. Беляев - 1,8%, П. Шелищ - 1,3%, Ю. Беляев - 0,7%. Остальные претенденты разделили между собой около 4,5%.
Как видим, вовлечение в избирательную кампанию тех, кто сегодня не имеет твердого намерения участвовать в выборах, неизбежно ведет к снижению доли определивших свои позиции и повышению численности тех, чьи позиции определятся в ходе скоротечной избирательной кампании.
Исход не очевиден
Казалось бы, электоральная "фора", которой обладает нынешний лидер, однозначно предопределяет исход предстоящих выборов. Но не следует обольщаться этой форой. Такие преимущества нередко становятся одновременно и наиболее слабым местом их обладателей.
Самые известные персонажи имеют, как правило, не только преимущества в виде значительного числа сторонников, но и, как неизбежное следствие широкой известности, довольно значительное число оппонентов.
Как свидетельствуют полученные данные, на вопрос о том, кого из кандидатов больше всего не хотели бы видеть губернатором, примерно седьмая часть - 13,4% - всей численности петербургских избирателей назвали В. Матвиенко.
Ни у кого из всех остальных кандидатов "антиэлекторат" не превышает полутора процентов, а общее количество заявивших о своих антипатиях составило немногим более пятой части всех потенциальных избирателей. Иначе говоря, "антиэлекторат" В. Матвиенко составил почти две трети всего направленного питерского антиэлектората. При этом среди тех, кто непременно будет участвовать в предстоящих выборах, численность явных "противников" лидера составляет уже 21,5%.
Но главная проблема нынешнего лидера даже не в этом. Напомним, что 13,4% от 3,7 миллионов всех петербургских избирателей составляют примерно полмиллиона человек.
В первом туре этот "антиэлекторат" неизбежно рассеется между различными оппонентами лидера и не представит для него никакой угрозы. Другое дело - второй тур, вероятность которого на сегодняшний день достаточно высока. Напомним, что наиболее высокий результат, достигнутый В. Матвиенко среди непременных участников выборов, равен 40% (среди остальных этот показатель и того ниже), для победы в первом туре ей не хватает еще минимум 10% голосов. Без них второй тур неизбежен.
В то же время 30-процентная явка, вероятность которой отнюдь не исключена, означает участие в выборах немногим более миллиона избирателей. В этой ситуации полмиллиона противников нынешнего лидера, мобилизованных на сторону любого его оппонента (а большая часть тех, кто не желает видеть В. Матвиенко своим губернатором, уже сейчас твердо намерена участвовать в выборах), представляют достаточно серьезный аргумент в определении окончательных итогов выборов губернатора Петербурга."