Бывший глава налоговой службы России выжимает соки из естественных монополий в пользу международных финансовых спекулянтов
"В июне прошлого года Борис Федоров вошел в советы директоров "Газпрома", Сбербанка и РАО "ЕЭС России". Тогда многие пытались найти объяснение феномену "пламенного комсорга". Федоров начинал свою карьеру секретарем комитета комсомола одного из управлений Госбанка СССР, а потом работал референтом в ЦК КПСС.
Люди несведущие восхищались талантами Бориса Григорьевича, сумевшего поднять знамя борьбы за права частных инвесторов и объединить под этим знаменем миноритарных акционеров "Газпрома", РАО "ЕЭС" и Сбербанка.
Люди, знакомые с талантами Бориса Григорьевича не понаслышке, задавались вопросом: кто же дал Федорову деньги на скупку акций трех ведущих российских монополий и когда он начнет их отрабатывать?
Объяснение феномену Федорова по-видимому можно дать только сегодня, когда он, похоже, начал отрабатывать вложенные в него частные инвестиции. Выяснилось, что за красивым названием "миноритарные акционеры" скрывается международный спекулянт и аферист Кеннет Дарт. А начиналось все с обычного уголовного дела...
Первичное накопление капитала
Недавно в одном из своих интервью, отстаивая право Кеннета Дарта и других международных финансовых спекулянтов на покупку акций "Газпрома", Борис Федоров заявил: "Честно говоря, вся эта возня вокруг ограничений иностранцев очень напоминает, например, требование получать лицензии от Центрального Банка, чтобы вывезти капитал: в год получается одна лицензия, а вывозятся миллиарды долларов. Так что это глупые ограничения, которые не работают..."
Федоров знал, о чем говорил. В 1998 году, накануне дефолта, московский банк "Восток-Запад" вывел на Кипр без всяких там лицензий около 24 миллионов долларов. Управляла этим банком "Объединенная финансовая группа " (ОФГ), в которой г-ну Федорову принадлежало более 60 процентов акций. А сам будущий налоговый министр в правительстве Сергея Кириенко возглавлял совет директоров банка "Восток-Запад".
И еще один нюанс. Деньги переводились на оффшорные фирмы, которые значились в учредителях принадлежащей Федорову ОФГ. Все эти нюансы были зафиксированы в уголовном деле N 87022, возбужденном 7 июля прошлого года по факту растраты имущества в крупном размере с использованием служебного положения.
Кто непосредственно является "растратчиком с использованием служебного положения", в уголовном деле не конкретизируется, а вот схемы увода денег без лицензии ЦБ описаны более-менее подробно.
11 августа 1998 года со счета банка "Восток-Запад" через "Бэнк оф Нью-Йорк" в компанию "Арролл" было переведено около 2 миллионов долларов. 18 августа - в "Тилден" - 152 тысячи долларов, на счет "Парбури" - около миллиона, а 25 августа в тот же "Арролл" - еще 200 тысяч. Все компании-получатели зарегистрированы на Кипре по одному и тому же адресу. Компания "Парбури", помимо всего прочего, является учредителем принадлежащей Федорову ОФГ, которая на тот момент управляла банком "Восток-Запад".
Удивительно, но после возбуждения уголовного дела N 87022 начальник департамента информатизации банка "Восток-Запад" был найден мертвым в лесу. А конкурсный управляющий этого банка Мартиросов К.А. (именно по его заявлению возбудили уголовное дело) был жестоко избит.
В наследство от банка "Восток-Запад" Федорову осталось не только уголовное дело, но и шикарное здание на Поварской, д. 10, где размещается сегодня ОФГ и офис борца за права миноритарных акционеров. Здание, стоит отметить, досталось ОФГ чуть ли не бесплатно путем нехитрой вексельной схемы взаиморасчетов.
Камень на камень, оффшор на оффшор
Когда следствие по делу N 67022 вплотную занялось кипрскими оффшорами, то оно опять уперлось в ОФГ Выяснилось, что оффшоры являются учредителями множества российских фирм, которые занимались скупкой акций "Газпрома". Всего таких фирм более 70, они сосредоточили у себя более 6 процентов акций газовой монополии и, что самое интересное, все они находятся как будто под крышей ОФГ - являются ее клиентами.
Огромное скопище акционеров "Газпрома" сконцентрировалось почему-то в Агинском районе Читинской области. Почти все фирмы эти в штате имеют одного-двух человек, никаких договоров о хозяйственной деятельности не заключают, никакой коммерческой деятельности не ведут. А в статье "прибыль" значится всего одна строка: дивиденды по акциям ОАО "Газпром". Дело, однако, в том, что Агинское является "российским оффшором", и зарегистрированные здесь компании платят в местный бюджет не налог на прибыль, а строго зафиксированную сумму.
Исходя из всего вышесказанного, следователь Свиридова выносит решение о необходимости проверить новоявленных акционеров "Газпрома". А в самом начале этого года прокурор Северного административного округа Москвы подписывает необходимое постановление. Вот тут-то, видимо, нервы у Бориса Федорова и не выдерживают. - Подняв знамя борьбы за права агинских акционеров, он бросается в атаку на "Газпром".
Федорову на этот раз, в отличие от обанкроченного банка "Восток-Запад", есть что терять. Напомним, в совет директоров "Газпрома" Бориса Федорова выдвинули 10 процентов акционеров. 10 процентов "Газпрома" - это газовые активы на общую сумму в 300 миллиардов долларов, если считать по мировым ценам.
Сегодня эти деньги спрятаны в недрах ОФГ. А получить свою долю можно только в случае объединения внутреннего и внешнего рынков газпромовских акций, разделенного Указом Президента N 5209 от 29 мая 1997 года.
Президент Федорову не указ
Когда принималось решение об акционировании и приватизации "Газпрома", государство, чтобы защитить естественную монополию от скупки иностранцами, разрешило продать на внешнем рынке 9 процентов акций. Помимо этого Указ N 529 запрещал иностранным компаниям покупать акции на внутреннем рынке. А также - российским компаниям, учрежденным "иностранцами", с долей в уставном капитале 50 и более процентов. Спорить о том, хороший или плохой Указ N 529, сегодня поздно. Он остается в силе до выхода "Газпрома" из процесса приватизации. Но г-н Федоров выстроил хитрую схему и скупал-таки акции для иностранцев. Еще в прошлом году в прессе были названы имена этих иностранцев: Джордж Сорос, Кеннет Дарт и братья Ричард и Кристофер Чандлеры.
Схема, в принципе, очень проста. Сначала в "инкубаторе" на Поварской были созданы несколько российских фирм. Московские компании, в свою очередь, выступили учредителями агинских фирм с минимальным уставным капиталом в 8-10 тысяч рублей. Как правило, две московские компании учреждали три агинские, которые тут же выдавали генеральную доверенность ОФГ на право вести сделки от их имени.
Сразу после выдачи доверенности агинские фирмы проводили реорганизацию, выкупая доли московских компаний и распределяя их между собой поровну. В качестве стороннего инвестора в каждую из этих фирм входил кипрский оффшор с долей участия 40 процентов. После чего уставной капитал моментально наращивался до миллиарда рублей, на него и скупались акции "Газпрома" на внутреннем рынке.
В результате всех этих манипуляций выстраивалась забавная конструкция (см. схему). В каждой из агинских фирм оффшору формально принадлежало по 40 процентов акций. Но если учитывать доли оффшора в двух других фирмах, то получается, что оффшор в каждой из них контролирует минимум по 70 процентов акций. Вот такая несложная арифметика.
Многоликий Янус
Когда следователь Свиридова прислала свой запрос по материалам уголовного дела N 87022 в "Газпром", руководство компании посчитало и прослезилось. Первыми, как всегда, забили тревогу иностранные владельцы акций "Газпрома".
Дело в том, что разделение рынка акций "Газпрома" на внутренний и внешний породило огромную ценовую разницу. Информация о деятельности ОФГ уже привела к тому, что стоимость акций "Газпрома" на внешнем рынке упала вдвое.
Когда иностранцы на легальной основе покупали акции "Газпрома", они надеялись, что правила игры сохранятся. А если они будут меняться, то акционеры узнают о них первыми и воспользуются правом преимущественной покупки вновь выпускаемых на внешний рынок акций "Газпрома". Гарантии иностранным акционерам выдал Президент Указом N 529.
Как только скупка иностранцами акций "Газпрома" на внутреннем рынке через ОФГ стала общеизвестным фактом, несколько западных юридических компаний написали письма в совет директоров монополии. В этих письмах содержалась просьба разъяснить действия члена совета директоров "Газпрома" Бориса Федорова.
Западным юридическим компаниям Федоров написал, что последовательно защищает права всех акционеров. В интервью "Таймс" он заявил, что, "если люди хотят находиться в Лондоне и думают, что они могут получить более высокую цену за свои акции, чем Борис Федоров, то они ошибаются".
А при случае Федоров назвал письма западных юристов "подметными", Обвинил "Газпром" во множестве грехов, в том числе скупке собственных акций на пару с "Рургазом", и всячески отрицал участие ОФГ в "серых" схемах покупки акций для иностранцев.
Мы приведем лишь цитату из рекламного буклета ОФГ, выпущенного на Западе: "Отдел по разработке структурных продуктов "Объединенной финансовой группы" предоставляет зарубежным клиентам возможность инвестировать в российские ценные бумаги, которые по российскому законодательству не могут находиться в собственности нерезидентов. С помощью финансовых структур, созданных ОФГ, клиенты могут инвестировать в акции таких российских компаний, как "Газпром" и Сбербанк..."
Уголовное дело N 87022 близится к завершению. Международные финансовые спекулянты, особенно такие, как Дарт, Сорос и Чандлеры, не любят терять деньги. "