" Давление правоохранительных органов на "ЮКОС" принесло новые плоды. Если на прошлой неделе крупные бизнесмены обещали Кремлю просто не нарушать законы, то теперь они хотят помочь властям бороться с бедностью. Как именно это делать, предприниматели пока не решили. Но чиновники правительства полагают, что обойдутся и сами.
О новых предложениях бизнесменов вчера рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский. Выйдя к журналистам после заседания бюро правления РСПП, он охарактеризовал состояние бизнес-сообщества как "растерянность". Это состояние возникло у предпринимателей на фоне разбирательств Генеральной прокуратуры с совладельцами и сотрудниками "ЮКОСа" - скоро месяц, как председатель совета директоров МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев находится в тюрьме по обвинению в мошенничестве. Теперь предприниматели, кажется, вняли семилетней давности призыву Александра Лившица - "надо делиться".
На прошлой неделе руководители РСПП вместе с лидерами малого и среднего бизнеса отправили в Кремль письмо с просьбой урезонить правоохранительные органы и не допустить массового передела собственности. Взамен бизнесмены обещали исправно платить налоги, не давать взяток и участвовать в решении социальных проблем. Вчера стали известны некоторые детали последнего из перечисленных тогда предложений.
"Мы сегодня договорились: они, крупный бизнес, поделятся с государством, особенно в плане преодоления бедности", - объявил вчера Вольский. Перераспределение сверхдоходов, по его словам, может быть осуществлено за счет увеличения специфических налогов на те виды производства, где очень большие прибыли. Другой способ несколько сгладить социальное расслоение - благотворительность.
"Быть сверхбогатым в очень бедной стране - значит не иметь надежного будущего", - вторит ему председатель совета директоров "Ярославрезинотехники" Николай Тонков, также входящий в бюро правления РСПП.
Исполнительный секретарь РСПП Игорь Юргенс говорит, что кое-что делается и сейчас. Например, бизнесмены договорились с социальным вице-премьером Галиной Кареловой о финансировании летнего отдыха детей из малообеспеченных семей. Вместе с тем, говорит Юргенс, "институционального решения по преодолению бедности и группы [в РСПП], которая занималась бы этим, пока нет". Он считает, что наилучшим образом бизнес выполняет свою задачу, когда исправно платит налоги государству, проводит грамотную корпоративную политику, эффективно взаимодействует с профсоюзами и не задерживает зарплату работникам.
Председатель правления "Интерхимпрома" и член бюро РСПП Борис Титов убежден, что предприниматели осознают свою социальную ответственность, поэтому и занимаются благотворительностью. Но его коллега по РСПП Александр Шохин из "Ренессанс Капитала" считает благотворительность делом частным и третьестепенным. А вот в преодолении бедности бизнес, безусловно, должен участвовать, причем не только в рамках собственных корпораций. "Крупные компании должны содействовать повышению занятости малого и среднего бизнеса, размещая на долговременной основе заказы на производство комплектующих", - замечает он.
Еще одним направлением Шохин называет предложение бизнеса по налогообложению, чем занимается сейчас комитет РСПП, возглавляемый директором ОМЗ Кахой Бендукидзе. Сам Бендукидзе тоже считает, что благотворительность - не радикальный способ борьбы с бедностью, поскольку касается узко очерченных групп населения. А система социальной помощи в России, по его мнению, "неэффективна и перекорежена".
Вольский пообещал, что в течение месяца будут подготовлены предложения с конкретными механизмами перераспределения сверхприбыли. "Мы обречены создать конкретную структуру РСПП [по преодолению бедности]", - заключает Тонков.
Скептичнее его товарищ по союзу, просивший не называть своего имени в печати. "О какой еще борьбе с бедностью говорить - отдать что ли неимущим куски бизнеса? " - вопрошает он. Вольский, по его мнению, просто пытается улучшить восприятие крупного бизнеса в обществе.
Не очень поняли содержание предложения главы РСПП и чиновники. "Мы занимаемся перераспределением налоговой нагрузки в рамках налоговой реформы, - говорит первый замминистра финансов Сергей Шаталов. - Она будет осуществляться за счет снижения фискального бремени на обрабатывающие отрасли промышленности. Нагрузка на нефтегазовый сектор останется на прежнем уровне. Это подход Минфина и правительства"."