"Образовавшийся в Петербурге вакуум власти работает на руку политиканам и... производителям алкоголя
Первый подкоп
Истинность народной поговорки о последствиях панской драки для простого народа, судя по всему, в очередной раз может подтвердиться в Северной столице. Вследствие действий, предпринятых федеральным центром, у руля в городе встали сплошные "и. о.", которых, понятное дело, мало интересует, что произойдет после их ухода. Какой спрос с временщика...
Впрочем, временщина сегодня - явление закономерное. Едва "выдавили" из Петербурга опального Владимира Яковлева (тоже не ангел был, однако видимость заботы о горожанах демонстрировал с завидным постоянством), как новый полпред начала примерять на себя губернаторский пост. Под предлогом подготовки к городскому юбилею Валентина Матвиенко принялась активно объезжать дворы и помойки, встречаться с жителями и обещать им перед всевидящим телевизионным оком всяческую помощь. Попутно пошли инициированные полпредством разговоры о якобы неспособности местной власти к своевременному принятию мер, а городских чиновников через голову действующего губернатора стали заслушивать в полпредских кабинетах. Вскоре высокопоставленные обитатели и вовсе превратились в подобие императорской свиты, сопровождая сановную особу в ее многочисленных вояжах.
Вышло так, что вместо урегулирования конфликта между центром и Петербургом его просто перевели в новую фазу, когда государственный чиновник, не наделенный надлежащими исполнительными полномочиями, пробует подменить собой существующий институт власти.
Если здраво рассуждать, то именно в момент начала вмешательства Матвиенко в дела Смольного в Петербурге и зародился настоящий вакуум власти. Человеку, не разбирающемуся в тонкостях политических и административных построений, было не понятно, куда обращаться в случае возникновения той или иной кризисной ситуации. Мелькающая на всех телеканалах властная дама убедительно играла роль доброй феи, а шишки за все неудачи по-прежнему валились на профильные комитеты Смольного.
До основанья...
Но окончательный развал системы управления городским хозяйством Петербурга начался в июне, когда город остался без начальника. Фактически в результате "тихого дворцового переворота" Петербург подпал под власть бывшего Дворца бракосочетаний. Туда с завидной регулярностью зачастил для отчетов (извините, консультаций!) и. о. губернатора Александр Беглов. Эти визиты мало походили на равноправное политическое партнерство, скорее мудрая мама усердно поучала сына-несмышленыша, вся известность которого до недавнего времени не распространялась дальше городской окраины. Однако сынок только казался несмышленышем, а на самом деле сразу смекнул, что выживает тот, кто заранее готовит себе на будущее несколько запасных аэродромов. С одной стороны, как главный питерский "медведь", он засобирался в Государственную думу, а с другой - заявил, что было бы неплохо организовать в грядущей администрации некий комитет, отвечающий за порты и прочий транспорт, который господин нынешний и. о. не против возглавить. Где уж при таких интригах и борьбе за выживание думать о насущных городских нуждах! А о подготовке к зиме, которая, по словам вице-премьера Яковлева, идет заметно хуже, нежели в прошлом году, пусть думают те, кому после выборов придется управлять городом.
Хотя приниматься за борьбу с холодами в конце сентября, а то и в октябре отважится только или безумец, или злостный вредитель.
Больше "и. о." - хороших и разных!
На этом фоне, похоже при активном содействии Уставного суда и питающих свободную любовь к полпредству некоторых депутатов городского ЗакСа, продолжается планомерное разрушение существовавшей системы управления. Первым под натиском пал административный комитет, который возглавляла потенциальная соперница Матвиенко на выборах вице-губернатор Анна Маркова. Причем дата вынесения Уставным судом решения о противоречии существования комитета Уставу Санкт-Петербурга на удивление выпала на следующий день после подачи полковником Марковой документов в избирательную комиссию. Совпадение, прямо скажем, странное. С трудом верится и в стопроцентную законность вынесенного судом решения. Дело в том, что, провозглашая свое твердое решение, служители Фемиды основывались на 38-й статье городской "конституции". Но в ней не прописан не только административный, но и большинство других, существующих пока еще, комитетов Администрации Петербурга, а также территориальных управлений. В результате мы получили прецедент, в соответствии с которым можно легко ликвидировать любой другой, "неудобный" для политического единомыслия, комитет.
Открытым остается и вопрос законности перевода сотрудников административного комитета в Канцелярию. Ведь, по действующему КЗОТу, о подобных перемещениях людей надо предупреждать минимум за две недели. Но раз уж пошла подобная "зачистка", тут не до формальностей.
Почувствовав обострение ситуации, незадолго до описанных выше событий ушел в отставку и глава Комитета финансов Виктор Кротов. В результате в самый жаркий для финансистов период - в разгар верстки городского бюджета - во главе этого ведомства также оказался... и. о. А значит, быть посему и бюджету - временно состряпанным. Если, конечно, не выхватят у Смольного древко падающего городского штандарта верные народные избранники и рьяно не пересчитают финансы в угоду какому-нибудь очередному и. о., пролоббированному на должность из особняка на Петровской набережной.
На днях городские законотворцы, по-видимому, решили довести ситуацию с безвластием до полного маразма. Из-за конфликта вокруг Инвестиционно-тендерной комиссии депутаты готовы созвать внеочередное заседание ЗакСа, дабы выразить недоверие Беглову. Если это случится, то у нас появится и. о. "в квадрате".
Петербургский выбор: "моржевать" или пить?
Не углубляясь в дебри политических интриг, вспомним лишь, что наш президент искренне ратует за здоровый образ жизни. Однако записаться по холодной зиме в "моржи" отважится не каждый. А в "медведи" - просто не захочет. Проще спасаться от холода испытанным средством - растирание и употребление вовнутрь.
Вряд ли подобная перспектива укладывается в предложенную главой государства схему оздоровления нации. Но что делать, если при большой драке за власть даже стратегические замыслы отходят на второй план. Зато впереди гордо шествуют "и. о.". А разоблачать неумелых хозяйственников возьмутся поздней осенью уже кандидаты в Госдуму, среди которых все больше "медведей", чем "моржей". Впрочем, под водочку - оно и убеждать привычнее... "