"В нашем городе - своеобразный мини-юбилей, который, впрочем, прошел незамеченным. О своем намерении баллотироваться на пост губернатора Горизбирком уведомил тридцатый претендент на гордое звание кандидата - круглая цифра как-никак. (Хотя на момент выхода номера это число может увеличиться). "Юбиляром" стал "король скандала" и борец с бюрократами, постоянный участник едва ли не всех избирательных кампаний Рудольф Каграманов. Еще раньше к кампании желающих сыграть в предвыборную рулетку примкнул еще один постоянный игрок - "вечный сиделец" Юрий Шутов. Вчера же в "Росбалте" состоялась первая групповая сходка кандидатов. Правда, на смотрины общественности пришли не все, а около десятка потенциальных градоначальников (хотя "росбалтовцы" уверяют, что звали всех поголовно). Значит, остальные просто решили зря не утруждаться. В чем тоже, конечно, есть свой резон...
Резон простой. Социологические опросы говорят о том, что "кандидат номер 1" далеко опережает по рейтингу остальных. По данным Агентства социологических исследований Романа Могилевского, рейтинг Валентины Матвиенко вплотную приблизился к нормальной температуре человеческого тела - 36,4%. У "альтернативщиков" Анны Марковой и Михаила Амосова - в 7 - 8 раз меньше (5,8 и 4,1% соответственно). Выходит, им (а уже тем более всем остальным) можно не беспокоиться? Не будем спешить с выводами. Хотя сами демократы отвечают на этот вопрос предельно откровенно. "Ну вы же понимаете, у нас византийская страна, - ответила "Новой газете" сопредседатель СПС Ирина Хакамада, - как сказал президент, так и будет, а он хочет, чтобы была избрана Валентина Матвиенко". А председатель "Яблока" Григорий Явлинский, когда я спросил его, почему же "Яблоко" не выдвинуло кандидатом в питерские губернаторы депутата Госдумы Игоря Артемьева, у которого, возможно, было бы больше шансов, чем у Михаила Амосова, ответил так: "Вы уж там сами, надо свои кадры растить... Понимаете, мы же не можем все время проигрывать..." Словом, у "непримиримых" своя стратегия, свои расчеты в диалоге с властью (которая может что-то пообещать, а может и нет - в зависимости от поведения). А нам-то, гражданам, что делать? Сидеть, надув щеки, с фигами в карманах, или, как в известном изречении, - расслабиться и постараться получить удовольствие?
Дискуссия в "Росбалте" развернулась вовсе не вокруг предвыборных программ (по закону для их обнародования еще не подошло время), а вокруг будущего города. Правда, по характерному стечению обстоятельств одним из первых обрисовал это будущее координатор Проектного комитета программы "Семь первых шагов губернатора" Дмитрий Чернейко. Причем (опять совпадение!) стержнем его выступления был список "семи главных проблем города глазами горожан", которые расположились в списке (видимо, по степени важности) так:
1. низкие доходы горожан;
2. транспортные проблемы;
3. здравоохранение и экология;
4. проблемы народного хозяйства;
5. проблемы подрастающего поколения;
6. жилищные проблемы;
7. высокий уровень преступности.
И сколько бы ни иронизировал будущий кандидат и нынешний депутат Законодательного собрания Алексей Тимофеев по поводу того, что, мол, можно было бы назвать любое другое число, вдохновившись, скажем, десятью библейскими заповедями или двенадцатью подвигами Геракла, мы-то все знаем, чьи это "семь шагов"...
Среди предложений остальных выступавших были как практические (развивать малое и среднее предпринимательство, ослабить налоговое бремя и чиновничий произвол, делать ставку на средний класс и свободного человека, стремиться к верховенству закона, перестать заискивать перед федеральным центром и уметь жить своим умом), так и экзотические (вернуть транспорт на улицы города, закопать Обводный канал, перевести милицию в подчинение органам местного самоуправления). Но погоды они уже не делали.
"Кандидат номер один" слушала их с явно скучающим видом. А своего рода эмоциональную черту под прениями подвел все тот же Алексей Тимофеев, который был откровенен: "У нас политикой занимается один человек: в стране - один президент, в городе - один губернатор", добавив к тому же, что губернатора мы выбираем фактически не на четыре года, а сразу на восемь... И по всему выходит - выбор уже сделан: федеральным центром, президентом. Дело за нами. Хотя это уже, вероятно, дело техники..."