Что касается степени участия России в мировом походе против терроризма, то все решило давление США, с одной стороны, и желание Путина заработать политические очки и заручиться поддержкой Запада - с другой.
"Что сделал дед?
Есть такой анекдот. Оставил мужик лошадь с телегой возле трактира, а когда вернулся, видит - лошади нет. Пригрозил он тогда трактирным завсегдатаям: "Если не вернете лошадь, я сделаю то, что когда-то мой дед сделал". Но лошадь так и не вернули. Прохожие же, озадаченные угрозой мужика, спросили: "А что все-таки твой дед сделал?" "Да ничего. Пришлось самому в телегу впрягаться".
Похоже, что, несмотря на обещание Вашингтона (в ответ на участие России в большом антитеррористическом походе) перекрыть финансирование чеченских боевиков с Ближнего Востока; несмотря на слова германского канцлера Герхарда Шредера о том, что критическая позиция Запада касательно действий Москвы в Чечне нуждается в пересмотре, разрешение чеченской проблемы - лишь фрагмент политических надобностей Владимира Путина, причем далеко не главный. Главное же - телегу своего политического выживания - нынешнему российскому президенту придется тащить самому, и никакой Запад в этом ему не помощник.
Дело в том, что ельцинский клан, придумавший президента Путина лишь как переходную фигуру между 1-м и 3-м российскими президентами (см. "Профиль" N34, 2001), противодействует любой игре 2-го на собственное усиление. Вплоть до того, что контролирует все международные контакты.
Собеседник "Профиля" в кремлевской администрации рассказывает: "Клану Ельцина невыгоден союз Путина с Западом. "Семья" пытается через своих людей в политических элитах Запада дать понять, что Путин - фигура временная, а все реальные рычаги управления по-прежнему в руках "ельцинских". Кстати, в связи с этим активность Путина и его людей резко усилилась внутри страны в смысле контактов с различными электоральными группами; будучи очень сильно обеспокоены будущими президентскими выборами, собирают, например, совещание с представителями малого бизнеса, уже ведут серьезную избирательную кампанию. С другой стороны, Путин прогибается под давлением "семьи" по ряду важных позиций. Например, он фактически отказался от намерения снять главу президентской администрации Александра Волошина. Не случилась и обещанная им кадровая революция в правительстве - премьером до сих пор человек "семьи" Михаил Касьянов. Сильно укрепился и "семейный идеолог" Анатолий Чубайс. При любом другом президенте он уже пять раз должен был бы слететь с поста руководителя РАО "ЕЭС России". К тому же и давление в этом направлении было очень мощным, начиная от Илларионова, Госсовета и "нефтянки", но он остался. У самого же президента в наличии пока две опоры - часть гнилой бюрократии и силовиков, которые его поддерживают, и избиратели. Ничего иного в его распоряжении пока нет. Если российский президент рассчитывает на помощь Запада, то ему надо окончательно развязываться с "семьей" - Штаты будут иметь дело только с самостоятельным политиком. Кроме того, американцы могут поставить на него только в том случае, если увидят, что альтернативой ему на предстоящих выборах будет явный антизападник, что само по себе маловероятно. Пока же политическая элита США Путину особо не доверяет не только из-за его "семейных связей", но и потому, что сами они больше расположены иметь дело с ельцинским кланом - с этой группировкой они знакомы, да и "семья" соблюдала демократические принципы, пусть и в перевернутом виде. Так что пока Путин вынужден маневрировать".
И надо отдать ему должное - делает это весьма успешно, не давая сформироваться даже дохлой оппозиции. Правым он дает Земельный кодекс, левым - что поплоше: урезанный гимн Советского Союза. Виктор Похмелкин, заместитель руководителя думской фракции Союза правых сил, замечает: "Только-только Путин разогнал комиссию по помилованию и я решил встать к нему в оппозицию, как тут же он публично выступил за сохранение моратория на смертную казнь".
Но вот что касается степени участия России в мировом походе против терроризма, то тут и маневрировать особо не пришлось. Все решило давление США, с одной стороны, и желание Путина заработать политические очки и заручиться поддержкой того же Запада - с другой.
Не в дружбу, а в спецслужбу
Первое, что пообещал Путин, - это активное международное сотрудничество по линии спецслужб. Россия, сказал президент, предоставляет и намерена дальше предоставлять имеющуюся у нее информацию об инфраструктуре, местах пребывания международных террористов и базах подготовки боевиков.
Президент, надо полагать, имел в виду информационный обмен - причем главным образом по линии ФСБ. СВР, ГРУ, ФАПСИ с аналогичными зарубежными структурами. Однако и между собой эти ведомства дружат весьма сдержанно. Служба такая. В лучшем случае они сливают свою информацию, касающуюся террора, в базу данных Федеральной антитеррористической комиссии (ФАК), одной из обязанностей которой как раз и является координация действий различных ведомств, имеющих к борьбе с терроризмом то или иное отношение. Впрочем, ФАК, созданная три года назад, особым доверием у спецслужб не пользуется, и существенную информацию по своим фигурантам никто ей не доверяет. Если чекисты, разведчики и "грушники" и обмениваются конфиденциальными материалами, то исключительно на основе личных, доверительных отношений, частным образом. Все попытки как-то слить информацию по террору от ФСБ, СВР, ГРУ и ФАПСИ в одно место доселе успехом не увенчались.
Из всего сказанного можно предположить, сколь дозированно будут российские спецы предоставлять зарубежным коллегам "информацию об инфраструктуре, местах пребывания международных террористов и базах подготовки боевиков". Какого качества и направленности будет эта информация, можно, вероятно, судить по тем документам, что обнаружили чекисты в схронах чеченских боевиков. Напомним, что сначала разведка федералов добыла какой-то диск с инструкциями по вождению "боинга", потом - бумагу, на которой с одной стороны были изображены помеченные здания Всемирного торгового центра, а с другой написано слово "джихад". Все эти "находки" как неоспоримое свидетельство причастности чеченских боевиков к терактам в Нью-Йорке и Вашингтоне были направлены в штаб-квартиру ФБР.
Что касается баз боевиков в том же Афганистане, то их координаты, равно как и все ходы-выходы, хорошо известны специалистам ЦРУ, не один год консультировавшим там моджахедов-диверсантов, засылаемых в тыл советских войск.
Второе обещание Путина заключается в готовности предоставить воздушное пространство Российской Федерации для пролета самолетов с гуманитарными грузами в район проведения антитеррористической операции. Кстати, за аналогичную услугу Пакистану был реструктурирован его внешний долг. Что же касается России, то, как сообщил "Профилю" министр финансов Алексей Кудрин, "тенденций в списании нашего долга не наблюдается. Придется платить. Как с Пакистаном не получится". (Наш долг Парижскому клубу исчисляется 42 миллиардами долларов; из них 4 миллиарда мы должны США, а 20 миллиардов - Германии.)
Так или иначе, с воздушным пространством более-менее все ясно. Президент четко обозначил, кто может беспрепятственно летать над Россией и пользоваться ее аэродромами: "гуманитарии". Дело достаточно будничное. Хотя все можно усложнить вопросом: а что, собственно, считается гуманитарными грузами? Например, подходят ли под это определение медикаменты для армейских частей, занятых в операции? Становится ли таким грузом раненый солдат? И вообще - тушенка для служивых, теплые носки, письма из дому? Ведь речь идет об иностранных самолетах, то есть, в числе прочих, и американских (скажем, С-9А "Найтингейл" или С-141В "Старлифтер"). Ну не станут же они забивать своих "соловьев" одеялами для афганских беженцев (или все-таки станут?).
Гуманитарно-коридорная система
Третий пункт заявления Путина - о том, что союзники РФ из числа центрально-азиатских государств СНГ разделяют "гуманитарно-коридорную" позицию Москвы и не исключают для себя возможности предоставления своих аэродромов для самолетов антитеррористической коалиции. Между тем слухи-сообщения о готовности бывших советских среднеазиатских республик предложить Соединенным Штатам не только свое небо, но и аэродромы, стали поступать в СМИ еще до официально объявленной позиции России. Президент же Казахстана Нурсултан Назарбаев прямо заявил, что готов помочь американцам всем, чем может. Украинский президент Леонид Кучма, также до заявления Путина, отдал свое небо в распоряжение НАТО - при условии, чтобы пролетающие через воздушное пространство Украины натовские самолеты летали незаметно и высоко, а не как в старом анекдоте - "низэнько- низэнько".
Так или иначе, но российского президента явно обогнали в подыгрыше Штатам его коллеги в постсоветских республиках. Прыгнули же они "поперек батьки в пекло", с одной стороны, потому, что уж очень были недовольны поспешным заявлением министра обороны России Сергея Иванова, который незадолго до этого категорически опроверг любую вероятность использования военных объектов в СНГ силами НАТО. С другой стороны, не исключено, что среднеазиатских лидеров поторопил приехавший на переговоры в Среднюю Азию секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло. Рушайло - человек из ельцинской команды, ныне заинтересованной в понижении акций Путина, и он вполне мог намекнуть его среднеазиатским коллегам, что те могут не стесняться и "суверенитета" в деле оказания помощи Америке брать, по ельцинскому завету, "столько, сколько смогут".
Тут еще надо учитывать, что страны-участники Договора о коллективной безопасности (ДКБ) (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия) в данном случае связаны обязательством согласовывать решения о предоставлении своей территории иноземной армии. Той, которая не входит в ДКБ (не говоря уже о НАТО). Американцев же интересуют главным образом военные аэродромы в Душанбе и Кулябе (российские), два аэродрома в Киргизии, один в Казахстане и по одному в Узбекистане и Туркменистане. В двух последних случаях США рассчитывали на особое взаимопонимание (все-таки эти страны не связаны ДКБ), однако пока и здесь разговора ни о чем другом, кроме предоставления воздушных коридоров для гуманитарных грузов, не было.
Если с аэродромами подскока (кратковременный отдых и дозаправка горючим) в конце концов можно будет договориться, то о главной авиационной базе ВВС США в центрально-азиатском регионе пока речь не идет. Хотя для американцев это стратегически важный вопрос. Сомнительно, чтобы россияне потеснились в Душанбе или Кулябе - это ключевые авиабазы для сил воздушной поддержки российских пограничников, для армейской авиации в регионе в целом. Здесь размещены подразделения ПВО. На территории Таджикистана есть объекты систем раннего предупреждения о ракетном нападении, неподалеку от Душанбе построена суперсовременная РЛС. Этого более чем достаточно, чтобы оберегать регион от чужих глаз.
Казахстанские взлетно-посадочные полосы (ВПП) содержатся в относительно сносном порядке, но значительно удалены от предполагаемого театра военных действий. В Киргизии наоборот - Афган рядом, но, мягко говоря, ослаблена инфраструктура авиационного хозяйства. Особенно для истребительной авиации. Самое большее на что способны киргизские аэродромы, так это на прием самолетов массой не более 30 тонн.
Пентагону, скорее всего, придется довольствоваться территориями СНГ лишь для дозаправки, оперативного ремонта и кратковременного отдыха. Впрочем, многое будет зависеть от хода самой операции, ее продолжительности. Не исключено, что долгое присутствие в регионе изменит и характер отношений между странами СНГ и США. В пользу, естественно, последних.
Очевидно, после таджикских просторов для ВВС США наиболее привлекательны аэродромы Узбекистана. В частности, хорошо оснащенный (не без участия РФ) аэродром в Чирчике. Весь вопрос в том, как убедить президента Ислама Каримова, что дружба с Америкой избавляет его от страхов перед вторжением талибов или фундаменталистов, задумавших в Ферганской долине Узбекистана построить Исламское государство. Конечно, полувоенный союз с Россией и соседями не ахти какая гарантия безопасности (коллективные силы быстрого реагирования СНГ насчитывают меньше двух дееспособных батальонов). Но и Америка - сегодня здесь, а где завтра? Каримов размышляет. Возможно, Чирчик и станет первой полноценной американской базой на территории бывшего СССР. Для начала с каким-нибудь "поисково-спасательным" профилем.
Четвертое обещание Путина - готовность России, если это потребуется, принять участие в международных поисково-спасательных операциях. Скорее всего, президент имел в виду разовые командировки небольших спецгрупп на афганскую территорию для спасения летчиков коалиции, сбитых и катапультировавшихся над вражеской территорией. Дело нужное, но не исключено, что спасать (уже в другом смысле) придется не боевые единицы, а сотни тысяч мирных афганских жителей.
В этом недостатка не будет. Даже если удары по крупным городам и селениям не будут наноситься, России придется решать проблему беженцев. К 26 сентября на афгано-таджикской границе, по информации пресс-центра Федеральной пограничной службы, уже скопилось 17 тысяч человек. Людей сорвала с места активизация Северного альянса, начавшего теснить талибов по всему фронту.
По оценкам специалистов, ожидаемый поток беженцев в Таджикистан, Киргизию, Узбекистан будет исчисляться 300 тысячами человек. Наши войска МЧС не рассчитаны на такую массу нуждающихся. Чеченская практика показала, что Россия вообще плохо решает проблему беженцев - мы к этому просто не готовы. Не готовы взять на содержание половину Афганистана (другая половина, видимо, хлынет в Пакистан).
Пятое обещание Путина - расширение сотрудничества с международно признанным правительством Афганистана во главе с президентом Раббани и помощь его вооруженным силам (Северному альянсу) в форме поставок вооружений и боевой техники.
Альянс и раньше воевал российским оружием (впрочем, в Афганистане все воюют "калашниковыми"). Сейчас было во всеуслышание сказано: помогаем оружием и техникой. А надо будет, окажем и дополнительную помощь. Речь идет о стрелковом оружии (испытанных АКМах, пулеметах РПД, РПК), бронетехнике (БТР да БМП), различных боеприпасах. Однако ни авиацией, ни артиллерией мы пока альянсу не помогали. При этом укрепление антиталибского Северного альянса действительно в интересах России. Как утверждают военные информаторы "Профиля", генерал Дустум, усиливший альянс своим войском, был переброшен на север Афганистана из Ирана не без нашей помощи.
Надо заметить, Северный альянс воюет плохо. Даже в последнюю неделю, когда талибы озабочены подготовкой к американскому вторжению с воздуха и суши, военные успехи войск Раббани весьма скромны. Поставленную нами матчасть перемалывают талибские снаряды, а наш боезапас тратится, судя по всему, не очень-то эффективно. Ситуацию может переломить огненный вал американских ВВС. Но только если они надумают воевать именно с талибами, а не только уничтожать базы подготовки террористов. Что-нибудь разбомбят, покажут по ТВ убитых террористов (если повезет, то и самого бен Ладена) - и все. Улетят, а мы останемся.
Закончил же свое выступление Путин все той же Чечней. На подъеме боевого духа президент предложил вооруженным чеченским сепаратистам в течение 72 часов добровольно разоружиться и приступить к строительству мирной жизни. Более того - сдавшимся была обещана амнистия. Зачем Путин (ради изначально невыполнимого ультиматума и, возможно, последующей активизации федералов с неявными последствиями) пожертвовал ранее удачно найденным образом жесткого парня, не разговаривающего с бандитами, а замачивающего их в сортире, - не смог внятно объяснить ни один из опрошенных "Профилем" политиков. Видимо, в Кремле это поняли и через пару дней устами Беслана Гантамирова устроили откат: мол, слова Путина не относятся к тем, кто замазался в большой крови. Определение степени "замазанности", естественно, осталось за федералами, поэтому если даже кто-то и хотел сдаться, благоразумно "перехотел".
И вообще, в Чечне плохо с телевидением, так что, говорят, президент мятежной Чечни Аслан Масхадов о путинском ультиматуме узнал из Интернета.
Так или иначе, но говорить о гарантиях со стороны США лично Путину и России в целом в ответ на участие РФ в операции возмездия затруднительно. Во всяком случае, в недавнем торге США с Саудовской Аравией интересы России не учитывались.
Собеседник "Профиля" в Думе рассказывает: "Цены на нефть уже пошли вниз, и мы в этом проиграли, хотя рассчитывали, что сможем проскочить. Американцы предложили Саудовской Аравии определиться - или она всецело в альянсе, или снижает цены на нефть. Саудовская Аравия, поколебавшись, выбрала второй вариант. Цены же на нефть - единственное, чем может апеллировать как российская экономика, так и политика".
Сергей Юшенков, депутат от СПС: "Фактор, который может помешать Путину переизбраться на второй срок, - это цена на нефть. Если она будет свыше 22 долларов за баррель, то он может делать все, что угодно, и никто не будет обращать внимание на все его нелепости, в частности ультиматум Чечне о 72 часах. Если цена на нефть будет между 18 и 22 долларами, то президент должен вести себя крайне осторожно: меньше появляться на экранах, меньше говорить, чтобы все считали, что он крайне занят, почти по Сталину - "Бьют часы 12 раз, Сталин думает о нас". Если же цена упадет ниже 18 долларов, то он может делать и говорить самые правильные вещи, но повышать зарплаты и пенсии будет не из чего, а потому все его усилия переизбраться на второй срок будут тщетны. Такой вариант вполне реален - в ближайшие два-три года падение цен на нефть будет катастрофическим.
Однако, как только начнут бомбить лагеря по подготовке террористов, которые в основном расположены в нефтепроизводящих странах, цена на нефть резко подскочит вверх, и если Путин примет самое активное участие в этих акциях, то у него есть шанс переизбраться".
Если так, то, похоже, будущее президентство Владимира Владимировича напрямую связано с войной. Если же говорить о глобальных интересах России, о ее местоположении в мире, то в ее интересах участвовать в создании нового механизма, с помощью которого, возможно, будет управляться мир.
Бывший замминистра иностранных дел РФ Федор Щелов-Коведяев: "ООН должна модифицироваться. Мое мнение, что все в мире будет строиться на нескольких уровнях. Первый уровень - "восьмерка" с участием России. Второй - "двадцатка", в которую войдут кроме стран "восьмерки" Испания, Аргентина и некоторые другие страны. И третий уровень - лидеры беднейших стран. В июне будущего года "восьмерка" соберется в Канаде, и не исключено, что там и будет установлен новый мировой порядок".
Лишь бы цена за участие в создании нового механизма не оказалась такой, какую пришлось 11 сентября заплатить самим американцам (во всяком случае, афганские демонстранты на прошлой неделе сжигали не только чучело "дяди Сэма", но и символический российский гроб). Тем более что пока не ясно, какую роль в этом новом обустройстве мира отведут России.
Например, собеседник "Профиля" в правительстве РФ полагает: "Возможно, что американцам вообще не нужен никакой иной форум, кроме "восьмерки", и нас туда могут пристегнуть в виде военной силы - то есть пушечного мяса в спецоперациях". "