"Два бывших ответственных чиновника Минэкономики - руководитель департамента экономики агропромышленного комплекса Анатолий Лифанчиков и его заместитель Владимир Корнеев - признаны виновными в получении взяток в особо крупных размерах. Но оба остались на свободе: сыграли роль их преклонный возраст и наличие у обоих второй группы инвалидности. Даже имущество - особняки, записанные на родственников, - суд решил не конфисковывать, взыскав лишь судебные издержки - 140 тыс. рублей. Учитывая, что изначально в деле фигурировало 50 эпизодов получения взяток, выплатить их Лифанчикову и Корнееву труда не составит. Прокурора приговор не расстроил.
Каждая подпись стоила денег
Уголовное дело в отношении 66-летнего Лифанчикова и 63-летнего Корнеева Генпрокуратура возбудила в мае 2000 года на основании материалов, полученных из департамента экономической безопасности ФСБ. Из них следовало, что, обладая влиянием на принятие решений по предоставлению государственной финансовой поддержки предприятиям агропромышленного комплекса, чиновники наладили систему вымогательства и взяток.
Преступная группа, состоявшая из сотрудников Минэкономики и других министерств, действовала с большим размахом. Поскольку все проекты финансовой поддержки промышленных предприятий проходили согласования и в других госструктурах, внакладе не оставались также чиновники Минсельхоза и Минфина. Деньги брались практически за все -- каждая подпись на том или ином этапе согласования стоила определенную сумму.
Из пятидесяти эпизодов взяток доказать удалось три
Согласно данным официальной статистики, приоритетным в то время было выделение кредитов для предприятий АПК Северного Кавказа (Дагестана, Северной Осетии и т.д.). При этом вероятность возврата кредитов приближалась к нулю, а освоение денег находилось на очень низком уровне. В общем, содействие в выделении госпомощи чиновники старались оказывать лишь тем предприятиям, которые готовы были платить.
Как выяснили оперативники, в ряде случаев уже после предоставления финансовой поддержки чиновники брали «откат» - проценты от суммы выделяемых кредитов.
Всего было установлено более пятидесяти эпизодов преступной деятельности этой группы. Возбужденное по данным фактам уголовное дело было выделено в отдельное производство и передано в прокуратуру Центрального округа столицы. О том, как продвигается сейчас его расследование, не было слышно давно. Однако не секрет, что до суда доходит далеко не все, что удается обнаружить оперативникам и следователям.
Корнееву и Лифанчикову Генпрокуратура предъявила обвинение лишь по трем эпизодам (если не считать незаконного хранения пистолета, найденного у Лифанчикова в ходе обыска на даче). Следствие инкриминировало Лифанчикову получение в 1994 году взятки в виде квартиры в Геленджике за предоставление краснодарскому АО «Комплектация» льготного кредита в размере 700 млн. неденоминированных рублей. Согласно обвинению, в 1995 году Лифанчиков также получил взятку в виде двух путевок (для себя и жены) в сочинский санаторий «Русь» за предоставление инвестиционного кредита АО «Адлерский чай» в размере 300 млн. рублей. А в 1999 году Лифанчиков и Корнеев, согласно материалам дела, получили 5 тыс. долларов на двоих за содействие в прохождении постановления правительства РФ «О неотложных мерах государственной поддержки северного оленеводства». В данном случае взяткодателем выступал руководитель АО «ЯмалАгроинвест» из Салехарда, заинтересованный в бюджетном финансировании предприятий АПК и оленеводческих хозяйств региона.
В ходе следствия у Лифанчикова были обнаружены два трехэтажных дома с подземными гаражами в деревне Ивановка Одинцовского района Подмосковья. Записаны они были, правда, на дочь и жену чиновника.
Судебный процесс по делу Лифанчикова и Корнеева длился в суде целый год. Подсудимые отрицали свою вину. Лифанчиков сознался лишь в незаконном хранении пистолета Макарова.
Без конфискации имущества
Но суд все же счел их вину полностью доказанной. А основными доказательствами по делу стали материалы «прослушки» служебных кабинетов Лифанчикова и Корнеева.
Судья огласила лишь вводную и резолютивную часть приговора. Подсудимые довольно спокойно восприняли присутствие в зале прессы.
Лифанчикова суд признал виновным в получении взяток в особо крупных размерах и в незаконном хранении оружия и боеприпасов, Корнеева - только в получении взяток. Первому дали восемь с половиной лет лишения свободы условно с испытательным сроком в течение пяти лет, а второму - семь лет (испытательный срок -- четыре года).
Имущество осужденных суд решил не конфисковывать и лишь взыскал судебные издержки - с обоих в общей сложности около 140 тыс. рублей. Эту сумму Лифанчиков и Корнеев должны выплатить в счет компенсации затрат на проведение фоноскопических экспертиз и стоимости билетов свидетелей, вызывавшихся в суд издалека. Оба подсудимых по приговору суда лишены права в течение трех лет после истечения наказания занимать должности на госслужбе, «связанные с исполнением организационно-распорядительных функций».
После оглашения приговора осужденные были немногословны. Корнеев сказал, что обжалует приговор в Верховном суде России. А адвокат Лифанчикова (сам он быстро исчез из суда) Николай Лысенко сообщил, что будет советовать своему клиенту делать то же самое.
Гособвинитель Дмитрий Линский, требовавший приговорить Лифанчикова и Корнеева к пяти с половиной и четырем с половиной реальным годам лишения свободы соответственно, расстроенным тем не менее не выглядел. "Главное, что суд полностью признал их вину", - отметил прокурор."